ВСУ сбили Ил-76 под Белгородом. Он вез украинских пленных для обмена
Лента новостей
Его поразила ракета ЗРК, сообщает Минобороны РФ. На борту были 65 военнослужащих ВСУ, шесть членов экипажа самолета и трое сопровождающих. Все они погибли. Пилоты увели самолет от населенных пунктов
Военный транспортник
На видео очевидцев заметно, как самолет резко кренился вправо и быстро снижался. Можно также увидеть облако дыма после попадания по самолету. Затем
Место крушения быстро оцепили военная полиция, следователи и МЧС, говорит собственный корреспондент «Российской газеты» в Белгородской области Анна Скрипка:
Анна Скрипка собственный корреспондент «Российской газеты» в Белгородской области «С самого утра слышали громкие звуки. Позже включилось оповещение о ракетной опасности, и оно продержалось где-то более получаса. К самому месту происшествия сейчас не пройти и не проехать. Все пути перекрыты экипажами ДПС. К сожалению, все то, что показано в социальных сетях, эти обугленные детали самолета — все это действительно так. Все, кто были на борту, погибли. Инфраструктура села никак не пострадала. Это все случилось благодаря нашим летчикам, которые в последние секунды увели самолет от жилой застройки. Все в относительном порядке, не считая вот как раз произошедшей трагедии».
Как подтвердили в российском Минобороны, самолет потерпел крушение в 11 часов 15 минут уже на подлете к Белгороду. Рейс следовал из подмосковного аэропорта «Чкаловский». То есть сначала военнопленных ВСУ собрали из разных мест их содержания, посадили на самолет, и по плану после приземления в Белгороде их должны были привезти к месту обмена на автобусах. Именно так был проведен обмен пленными 3 января. Как и тогда, украинская сторона — это Минобороны подчеркивает отдельно, и этот тезис потом повторили несколько депутатов Госдумы — была предупреждена заранее о том, что на борту будут украинские военнопленные для обмена. Планировался обмен по формуле 192 на 192, второй борт после крушения первого в итоге развернули обратно.
Как отметили в Минобороны, радиолокационные средства ВКС России отследили пуск двух украинских ракет, которые и сбили самолет. Расстояние от места крушения до точки обстрела в селе Липцы в Харьковской области, на которую указали в Минобороны, около 100 километров. Это дистанция, которую может покрыть практически любой зенитный комплекс, и далеко не такой совершенный, как американский Patriot, к примеру, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
— Этот самолет стартовал в Подмосковье?
— Военный аэродром «Чкаловский». Все перемещения из Московской области военно-транспортной авиацией куда-либо в зону СВО идут в основном через этот аэропорт, то есть военнопленные были доставлены до аэропорта «Чкаловский», там были погружены на самолеты военно-транспортной авиации, вылетели в сторону Белгорода. Это совершенно нормальная практика.
В итоге, как уточнили в Минобороны, погибли все находившиеся на борту — 65 пленных военнослужащих ВСУ, шесть членов экипажа самолета и трое сопровождающих. Почему самолет оказался сбит — довольно очевидно, отмечают эксперты: экипаж просто не ожидал, что по нему откроют огонь, ведь все маршруты доставки согласовываются обеими сторонами.
Эксперты выдвигают несколько версий, и не последняя среди них — что имело место банальное недопонимание и недоведение до рядового состава сил ВСУ в этом районе оперативной обстановки. Военные на местах могли просто не знать, что рядом с ними пролетит самолет с украинскими пленными. Также они могли стать жертвами дезинформации о том, что борт перевозил составные части ракет для систем
Украинский Генштаб официальных комментариев пока не давал, там отмечают, что надо проанализировать всю информацию. Украинские же СМИ сразу после крушения подтверждали, что самолет под Белгородом сбили ВСУ, и писали, что
О реакции Москвы и Киева и возможных политических последствиях рассуждает политолог Георгий Бовт:
Георгий Бовт политолог, журналист «Москва сразу заняла наступательную позицию, после чего в информационном пространстве доминирует именно российская версия произошедшего. На этом фоне на Украине, конечно, это драма, она встречена была в информационном пространстве замешательством. Украинские паблики быстро поспешили приписать поражение военного самолета Ил-76 ВСУ и написали, что там были ракеты С-300 якобы. Потом пошла игра уже в обратную. Все эти сообщения о том, что самолет сбили ВСУ, стали убираться из пабликов словно по команде, и тут, конечно, возникает сильное подозрение, что такая команда на политическом уровне и была. А вот политической реакции нет. Офис президента Владимира Зеленского недавно выступил с заявлением о том, что у него нет никакого заявления и что надо разобраться в том, что произошло. Мне кажется, что все-таки какие-то политические последствия этого будут. Во-первых, все это происходит на фоне продолжающейся на Западе достаточно плотной торговли и обсуждений того, какие пакеты помощи Украине предоставить, и надо ли предоставлять ей эту помощь вообще. На этом фоне это такой имиджевый удар, который довольно неприятный. Он, наверное, не окажет решающего воздействия на ход этих дискуссий, но тем не менее свою толику негатива может внести, дескать, лупят по самолетам на российской территории, вообще они там в себе или не в себе? Куда большие политические последствия могут быть без видимых каких-то проявлений, но подковерные будут точно. Они могут происходить внутри самого украинского руководства, поскольку известно, что есть некоторые трения между политическим и военным руководством. И вот в этот момент происходит гибель как минимум 65 человек, среди которых дюжина бойцов запрещенного в РФ «Азова» (признан террористическим. — BFM), от так называемого дружественного огня. Эти разборки могут привести к новым трениям между политическим и военным руководством, будут искать крайнего, кто виновен, кто не донес команду, чье раздолбайство и так далее. А на Западе, конечно, они про себя отметят это в качестве примера, мягко скажем, ошибочных действий, но пока не придадут этому, мне кажется, такого большого значения».
Главред RT Маргарита Симоньян опубликовала список из 65 фамилий украинских военнослужащих, которые были на борту. Списков от официальных ведомств не было.
На месте падения