Стоимость фрахта судов растет из-за конфликта в Красном море. Как это отразится на России?
Лента новостей
Из-за обстрелов йеменских хуситов меняются логистические потоки, все больше танкеров отказываются от короткого маршрута через Суэцкий канал. Цены на фрахт растут с каждой неделей. Выиграет или потеряет от этой ситуации Россия, судам которой хуситы обещали неприкосновенность?
Обновлено в 22:19
Bloomberg пишет, что мировые фрахтовые компании готовятся к затяжному кризису. Йеменские хуситы продолжают обстреливать суда, британские и американские военные выступают с ответным огнем. Все это вынуждает перенаправлять грузы в обход Суэцкого канала. Фрахт судов становится дороже, в итоге это ведет к росту цен.
Напрямую обстрелы йеменских хуситов на маршрут российских торговых судов практически не влияют. Суэцкий канал для контейнерного потока Россия и так использует не слишком активно. Одним из главных торговых партнеров России считается Китай, туда грузы идут через дальневосточный бассейн и наземным транспортом. Кроме того, направить товары можно и через Иран, а еще через Стамбул и Измир, когда торговля идет с Турцией. К тому же йеменские хуситы гарантировали российским и китайским судам безопасность в Красном море. Ударить по ним могут разве что по ошибке, отмечает Bloomberg.
Крупнейшие европейские перевозчики еще в прошлом году заявили, что отправят суда в обход Красного моря. И это решение уже отражается на ценах. По оценке гендиректора компании «Оптималог» Георгия Властопуло, в Турции стоимость фрахта за полторы недели выросла на тысячу долларов, раньше было около 200. И примерно 10% от суммы фрахта в итоге ложится в себестоимость товара. Проблема в том, что из-за более длинных теперь маршрутов контейнеров в нужных портах будет недостаточно, объясняет Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Сейчас я смотрю контейнерный индекс, и он уже на 18% за неделю вырос, то есть он до этого вырос почти в четыре раза — Global container freight index, то есть мы видим очень резкий и нервный рост контейнерных ставок фрахта, связанных с конфликтом в Красном море, растет стоимость страхования. Проблемы в каком-то одном регионе, когда они резко влияют на стоимость фрахтов, на сроки увеличения поставок и так далее, так или иначе начинают отражаться и на других регионах. То есть мы можем увидеть историю с дисбалансом контейнеров, когда они будут дольше идти до портов Европы, Америки. Еще дольше возвращаться, потому что они не будут идти через Суэц, будут огибать Африку, все это начнет закладываться в ценах, начнет влиять на ритмичность отправки экспорта из Китая. И тот китайский экспорт, который даже идет через Дальний Восток на Россию, тоже начнет расти по стоимости, потому что не будет хватать контейнеров для отправки китайского экспорта. Номер один проблема на некоторых трейдах».
Импорт из Китая достиг рекордных 100 млрд долларов. Рост стоимости фрахта отразится на ценах для покупателя через месяц-полтора. Здесь есть и неудачное сезонное совпадение — в Китае с 10 февраля начнут праздновать Новый год. Это значит, что за время недельных выходных в стране стоимость неотправленных товаров тоже будет расти.
С другой стороны, в части отправки нефти Россия от ситуации в Красном море может даже выиграть, отмечает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «В основном риски повышаются для западных компаний — и судовладельцев, и владельцев грузов. Россию к таковым отнести сложнее, поэтому и угроз меньше для танкеров, которые перевозят российскую нефть. А для других производителей, прежде всего ближневосточных, тут ситуация складывается не очень хорошо, потому что хуситы, когда по ним первый раз США и Великобритания наносили удары, предупредили всех соседей, что если вы хотя бы воздушное пространство предоставите для нанесения ударов, то они воспримут это как объявление войны. И я думаю, что после этого угрозы для Саудовской Аравии, для ОАЭ, Катара, Кувейта, Бахрейна возросли. Самый позитивный для России сценарий сможет реализоваться в случае, если все остальные пойдут вокруг Африки, а наш теневой флот сможет работать через Красное море, Суэц, у всех издержки возросли бы, а значит, возросла цена на нефть, а у нас издержки бы остались прежними, а цена повысилась бы вслед за мировой, но насколько это возможно, сказать сложно».
От поставок СПГ через Красное море отказался Катар, один из крупнейших в мире экспортеров. За прошлый год страна обеспечила 13% потребления газа в Западной Европе, так что, по идее, стоимость СПГ должна вырасти. Хотя, по последним данным Bloomberg, за прошедший год цены на газ в Европе упали на 60%. И только за незаконченный январь они снизились еще на 12%. Никакие аномальные холода и перебои поставок в итоге, похоже, ни на что не повлияли. Издание объясняет падение цен на СПГ альтернативной энергией: солнечными батареями, ростом числа ветровых турбин, восстановлением производства атомной энергии во Франции. И, как обтекаемо пишет Bloomberg, вялым экономическим ростом, который ведет к снижению спроса.