16+
Пятница, 3 января 2025
  • BRENT $ 75.95 / ₽ 7723
  • RTS893.22
16 января 2024, 12:18 ФинансыМакроэкономика

Искусство баланса: почему России опасно увеличивать зависимость от Китая во внешней торговле. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Государственные банки Китая начали ужесточать ограничения в отношении финансирования российских клиентов после того, как США пообещали вводить вторичные санкции в отношении организаций, которые помогают России. Это заставляет с осторожностью относиться к историческим рекордам во внешней торговле с Китаем, считает колумнист

Семен Новопрудский
Семен Новопрудский Фото: Татьяна Фролова

По данным Bloomberg, минимум два китайских банка за последнее время заказали проверку своего российского бизнеса, причем проверяли трансграничные сделки. Есть угроза, что китайские банки разорвут связи с клиентами из санкционного списка и прекратят предоставлять какие-либо финансовые услуги российскому военному сектору независимо от валюты и места проведения транзакций. Проблемы могут возникнуть и в «гражданской» торговле.

Россия и Китай в 2023 году досрочно и с запасом превысили ожидавшийся только по итогам 2024-го объем внешнеторгового оборота в 200 млрд долларов. Однако для России это не только достижение, но и серьезная проблема: наша зависимость от китайского импорта и экспорта в Поднебесную стремительно становится критической, а Китай может обойтись в торговле без России, но не может — без стран Евросоюза и США.

По итогам 2023 года товарооборот Китая с Россией вырос на 26,3% и достиг 240,11 млрд долларов — это абсолютный исторический рекорд. Таковы данные Главного таможенного управления КНР. Из отчета китайского таможенного ведомства следует, что экспорт из Китая в РФ в прошлом году вырос на 46,9%, почти до 110,97 млрд долларов. Импорт российских товаров тоже увеличился, но почти вчетверо меньше: на 12,7%, до 129,14 млрд долларов. Положительное сальдо России за прошлый год сократилось год к году вдвое, до 18,17 млрд долларов. К слову, в 2022 году товарооборот между Россией и КНР вырос на 29,3%, до 190,271 млрд долларов. И тогда это тоже был рекорд.

Основную часть китайского импорта из России по стоимости предсказуемо составляют энергоносители — нефть, природный газ и уголь. Среди прочих ключевых ввозимых Китаем из России товаров — медь и медная руда, древесина, топливо и морепродукты. То есть тоже в основном сырье, а не готовая продукция.

Нефть — абсолютный чемпион российских поставок в Китай: на нее приходится 45-50% российского экспорта. Физический объем поставок за январь-октябрь 2023 года достиг 88,5 млн тонн, на 23% превысив уровни 2022-го и на 35% — показатели 2020-2021 годов, до начала СВО.

КНР экспортирует в Россию гораздо более широкий перечень продукции, чем ввозит из нашей страны, — автомобили, смартфоны, промышленное и специализированное оборудование, игрушки, обувь, транспортные средства, кондиционеры и компьютеры. По итогам 2023 года, по данным агентства «Автостат», доля китайских машин на российском рынке новых автомобилей достигла 61%. По сравнению с 2022 годом этот показатель увеличился в 1,6 раза (в декабре 2022 года китайская доля составляла 37%). Отечественный автопром в конце 2023 года занимал около трети российского рынка (30%) — то есть уже уступает китайскому автопрому вдвое.

Радикально уменьшающееся положительное сальдо России во внешней торговле с Китаем не проблема. Даже если Россия будет продавать товаров в Китай на меньшую сумму, чем ввозить оттуда, в этом нет ничего страшного. Не особая проблема и то, с какой скоростью Китай «съедает» российский автомобильный рынок. Опасность в том, что КНР становится едва ли не единственной несущей конструкцией всей системы внешней торговли России, а не просто главным торговым партнером. При этом для самого Китая Россия не является главным или хотя бы критически важным торговым партнером ни по одной из товарных групп. У Китая вообще есть жесткий принцип: стараться не попадать в зависимость от какой-то одной страны в поставках любых товаров, особенно энергоносителей. Это не Европа, которая десятилетиями делала ставку преимущественно на российский газ.

В результате на наших глазах буквально в последние два года возник серьезный дисбаланс экономической зависимости России и Китая друг от друга. Россия от Китая зависит все сильнее, Китай от России — никак.

По данным, которые приводит телеграм-канал Finanz со ссылкой на Институт Гайдара, Китай для России — крупнейший рынок сбыта сырья (32% экспорта) и главный поставщик товаров (41% импорта). При этом доля России в китайском экспорте — лишь 3,3% из 3,5 трлн долларов. Даже по итогам 2023 года, при рекордном товарообороте, Россия не вошла в первую пятерку экспортеров Поднебесной. Для сравнения, в страны Евросоюза КНР продает 13,2% своих товаров — вчетверо больше, чем нам. Доля США в китайском экспорте — 11,2%, то есть в 3,3 раза больше, чем у России.

Среди стран — экспортеров товаров из Китая нашу страну опережают также Япония, Южная Корея и Тайвань: их доли 5,4%, 5,2% и 4,5% соответственно. Более того, России пока не удалось догнать даже Австралию: на нее приходится 3,9% китайского экспорта.

Но еще более важен Китаю промышленный и технологический импорт из стран Запада. «Зависимость Китая от поставок промышленных товаров из недружественных стран значительно превосходит его зависимость от импорта российского сырья. Это повышает возможности использования вторичных санкций для ограничения взаимной торговли Китая и России, особенно в случае санкций против отдельных компаний», — пишут эксперты Института Гайдара.

Россия не сможет диктовать Китаю цены на энергоносители, как это иногда получалось с Европой, потому что экономика КНР не зависит от поставок наших нефти и газа. Россия больше не сможет переориентировать ни на какую другую страну экспортные потоки с такой скоростью и в таком объеме, как сделала это с Китаем после антироссийских санкций государств Запада, в случае попыток ввести против КНР вторичные санкции. А некоторые китайские компании и банки, если им из-за вторичных санкций придется выбирать между рынками США и Евросоюза, с одной стороны, и российским — с другой, с высокой вероятностью, могут выбрать не Россию. Признаки этого, судя по ужесточению проверок рядом китайских банков российских контрагентов, уже есть.

Поэтому России при сохранении неизбежного первенства Китая в нашей внешней торговле на все ближайшие годы важно стараться не увеличивать долю экспорта в КНР и импорта оттуда. Развивать торговлю с другими крупными и не очень крупными государствами. Не сворачивать по собственной инициативе торговые контакты с «недружественными» странами. То есть показывать искусство баланса во внешней торговле — такое же, какое Россия продемонстрировала, например, эффективно используя механизм параллельного импорта.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию