У Климовского патронного завода сломалась не только котельная, но, возможно, и «крыша». Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Поскольку объект, будучи частным, продолжал оставаться еще и режимным, то инстинктивным желанием персонала было все скрыть и справиться своими силами, рассуждает политолог
Быть фигурантом уголовного дела — это вообще почти обычное состояние гендиректоров Климовского специализированного патронного завода, основанного еще в
В начале 2000-х контроль над КСПЗ, как писали СМИ, получила группа мексиканского авторитетного предпринимателя советского происхождения Хорхе Портильи-Сумина. Его злые языки даже тогда связывали с мексиканской наркомафией.
Уже в статусе бывшего владельца КСПЗ Портилья-Сумин, который успел какое-то время представлять интересы властей Грузии в США, был задержан лишь в прошлом году, а в ноябре телеканал RT сообщал, что Мособлсуд в закрытом режиме рассматривал его уголовное дело.
Против владельцев КСПЗ возбуждали уголовное дело по факту незаконного банкротства его предшественника — Климовского штамповочного завода. Это загадочная история. В 2008 году распоряжением правительства РФ было предписано передать 26% акций предприятия госкорпорации «Ростехнологии». Но в момент передачи выяснилось, что на балансе «Росимущества» этих акций больше нет. Уголовное дело возникло потому, что выполнить поручение правительства не удалось: предыдущие владельцы блокпакета КСПЗ накануне эти акции, ранее сознательно предоставленные с ошибками «Росимуществу», у этого ведомства уже отсудили обратно.
Тогда все кончилось тем, что бывшего гендиректора завода Виталия Мельника осудили на два года условно, а нескольких фигурантов объявили в розыск, в том числе Хорхе Портилью-Сумина. «Ростехнологии» тогда так и не получили блокирующий пакет акций ведущего предприятия по производству патронов и стрелкового оружия, отступившись перед решением всего-навсего Тарусского районного суда Калужской области (а КСПЗ до сих пор и зарегистрирован в Калужской области).
В 2014 году КСПЗ снова фигурировал в уголовном деле, когда вскрылись хищения на 65 млн рублей как раз в связи с платежами за отопление, поскольку котельная градообразующего предприятия Климовска, ставшего районом Подольска, работала на обогрев города. Опять посадили гендиректора. В октябре того же года Одинцовский городской суд Московской области арестовал бывших и действующих руководителей завода по обвинению в хищениях в 2010-2011 годах на 200 млн рублей у оборонного предприятия под видом сдачи ему в аренду высокоточного металлообрабатывающего оборудования.
Наконец, в феврале 2023 года стало известно о деле против очередного гендиректора завода Ивана Дорогих, который, по версии СК, в 2018 году устроился на должность, используя фиктивный диплом о высшем образовании. А еще в 2020 году в ходе проверки МВД на территории завода был обнаружен цех по производству контрафактной алкогольной продукции. Было возбуждено уголовное дело, но руководство КСПЗ чудесным образом избежало уголовного преследования.
В апреле 2006 года совет директоров возглавил бывший командующий внутренними войсками — замминистра внутренних дел РФ (1995-1997 годах) Анатолий Шкирко. И с тех пор профильный бизнес загибавшегося тогда завода резко пошел в гору. Был налажен выпуск патронов и травматических пистолетов «Хорхе» для спецподразделений «Вымпел», «Витязь», «Альфа» и «Рысь». Число сотрудников предприятия выросло с жалких полусотни до 1,5 тысячи. Завод стал активным и прибыльным участником военно-технического сотрудничества с целым рядом государств. По последней открытой выписке из ЕГРЮЛ, КСПЗ владели в равных долях Борис Гимбатов, Юрий Губских, Виталий Евдокимов и Виктор Семененко. Это, в общем, примерно те же люди, что некогда победили «Росимущество» в Тарусском суде Калужской области. Собственник остальных 20,8% не раскрывался. Также в ЕГРЮЛ было указано, что зарегистрированное в Калуге ЗАО «КСПЗ» с 2011 года по сегодняшний день имеет два филиала: один — в микрорайоне Климовск города Подольска, а другой — в Германии.
Кстати, на ремонт котельной в 2017 году было выделено 29 млн рублей. Благодаря чему срок службы котлов должен был быть продлен на десять лет. Нынешняя же авария 4 января случилась в результате отключения электричества, которое, как ни крути, все же не «частное», а муниципальное, и последовавшего затем гидроудара. Поскольку объект, будучи частным, продолжал оставаться еще и режимным, то инстинктивным желанием персонала было все скрыть и справиться своими силами. Не получилось.
Создается впечатление, что у этого режимного частного предприятия долгое время была очень крепкая «крыша», которая позволяла сохранять основное успешное производство, периодически жертвуя «стрелочниками» в лице очередных гендиректоров. Но нынешних крепких морозов «крыша» уже не выдержала. Госкорпорация «Ростех» уже выразила готовность принять КСПЗ на баланс. 15 лет спустя.