16+
Воскресенье, 22 декабря 2024
  • BRENT $ 72.98 / ₽ 7469
  • RTS812.12
6 января 2024, 11:32 Компании
Спецпроект: Тренды и бренды – 2023

Реорганизация «Яндекса». Почему сделка по разделению активов затянулась?

Лента новостей

Разделения бизнеса IT-гиганта на международную и российскую части, о котором говорят уже несколько месяцев, так и не произошло. СМИ, ссылаясь на источники, давали разные сроки и указывали разные суммы сделки. Каков наиболее вероятный сценарий?

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Yandex N.V. так и не смог проститься с российской «дочкой» в 2023 году. Эпопея о разделении активов главного IT-гиганта России длится уже полтора года.

Казалось бы, что тут сложного? В мирные времена российский IT-гигант создал нидерландский холдинг для удобства экспансии и привлечения инвестиций. Но ветер переменился, и такая структура владения оказалась несовместимой с новым курсом Москвы — мол, мало ли что они там в Амстердаме напридумывают. Следовательно, нужно «приземлять».

Запрос на это возник еще в конце 2010-х годов, когда власти ограничили иностранное участие в «значимых интернет-ресурсах» и создали в Калининградской области Фонд общественных интересов для контроля над «Яндексом».

С началом украинского конфликта активизировались разговоры об окончательном разводе, но, несмотря на почти ежемесячный клекот источников СМИ о суммах, сроках и условиях выплат иностранным акционерам, пока они ни к чему не привели. Рассказывает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:

Александр Тимофеев	Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Кажется, что по состоянию на год назад все стороны достигли определенных договоренностей. Эти договоренности заключались в том, что российский «Яндекс», в общем, получает практически все, кроме облачных технологий и наработок по автомобилям. Соответственно, зарубежные инвесторы могут выбрать: или остаться с российским «Яндексом», или получить существенную выплату. Уже на финальной стадии последовал демарш со стороны Аркадия Воложа, который довольно ярко выступил против СВО и вообще крайне нелестно отзывался о происходящем. И, кажется, после этого было принято политическое решение сделку если не откатить, то сильно изменить ее параметры. Сейчас звучат очень нереалистичные цифры о том, что сумма по выплате нидерландскому «Яндексу» составит 70-80 млн долларов. Кажется, что очень вряд ли такое может быть, просто потому, что это равноценно тому, чтобы западным партнерам не заплатить ничего. Видимо, «Яндекс» пойдет по пути, по которому уже частично пошел HeadHunter. На самом-то деле у западных инвесторов никакого выбора остаться в российском «Яндексе» или получить деньги нет. То есть, видимо, на общее собрание акционеров будет вынесено предложение, в котором те держатели «Яндекса», которые находятся в России, которые могут продемонстрировать нормальные цепочки держания с момента февраля 2022 года по текущий момент, получат долю в новой компании, а все остальные получат какие-то частичные выплаты или их статус будет крайне заморожен».

Прошлой весной СМИ писали, что акционеры и правительство пришли к предварительному согласию: в рамках сделки российский «Яндекс» должен был выплатить материнской компании 300-400 млн долларов. Летом суммы в утечках опустились до 250 млн. В августе сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож опубликовал пост с резкой критикой действий Москвы в рамках конфликта. После этого в прессе писали, что согласование сделки было поставлено на паузу, а потом — что правительство «передоговорилось» с «Яндексом» на выплаты в районе 70 млн.

Собеседники Business FM поставили цифру под сомнение: до конфликта «Яндекс» оценивали в 30 млрд долларов. О трудностях перевода «Яндекса» из Нидерландов в Россию говорит директор инвестиционной компании «Инвестлэнд» Игорь Вагизов:

Игорь Вагизов директор инвестиционной компании «Инвестлэнд» «Речь, скорее всего, будет идти о принудительном переезде. То есть российский «Яндекс» будет торговаться в России. А инвесторы, которые имеют в международной инфраструктуре акции, могут получить выплаты на счета, и непонятно, по какой цене и как это произойдет. Я так понимаю, что там и новые инвесторы, и компания пытаются все-таки найти какой-то компромиссный вариант, но пока, к сожалению, он не реализован. Я думаю, что здесь сейчас уже речь идет о первом-втором кварталах 2024 года. Хотя мы видим, что большое количество стратегических инвесторов то появляются, то исчезают. Как только начинают погружаться в этот кейс, всплывает очень большое количество рисков и репутационных, и финансовых, поэтому, несмотря на то, что актив очень качественный, один из самых качественных в России в сфере IT, наверное, номер один, тем не менее пока ситуация не разрешена».

В октябре в истории о «приземлении» «Яндекса» появился чуть ли не первый факт: нидерландский холдинг опубликовал официальное заявление. Согласно квартальному отчету компании, план реструктуризации активов планировалось представить акционерам «до конца года». Но одно дело план, другое — сама сделка. Как сообщило за неделю до Нового года агентство Reuters, ее заключение ожидается «в начале 2024 года». Свои оценки озвучивает начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», доцент Всероссийской академии внешней торговли Олег Абелев:

Олег АбелевОлег Абелев начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», член Ассоциации владельцев облигаций «Похожая история была с компанией «Полиметалл». Когда они принимали решение выделить часть активов и передать их в казахскую юрисдикцию, часть активов осталась в российской юрисдикции. Основная проблема обычно здесь заключается в том, что есть технологические, очень тесно связанные между собой бизнес-единицы и можно их юридически, условно говоря, разделить, раскидав по разным юрисдикциям, но это сильно отразится на бизнес-процессах. Вторая причина — это интересы и права миноритариев, потому что, как мы понимаем, в текущей ситуации различные юрисдикции автоматом либо ущемляют, либо, наоборот, дают преференции тем миноритариям, которые являются акционерами. Могут ли, например, в будущем российские владельцы депозитарных расписок «Яндекса» претендовать на получение дивидендов, в каком случае? Именно поэтому переговоры идут столь долго, потому что до сих пор, по всей видимости, нет единого мнения и среди собственников, и среди совета директоров, и среди представителей разных бизнес-структур в большой группе «Яндекса» о том, какая группа, где должна быть юридически оформлена. Это абсолютно реально, но этот процесс не быстрый. Я не хочу выступать в роли Нострадамуса. Хочется верить и надеяться, что в 2024 году этот вопрос будет решен».

Но нерешенных вопросов еще много. Кто будет контролировать российские активы «Яндекса»? Пресса писала о «консорциуме из семи инвесторов», в том числе речь шла о Владимире Потанине. Какой в итоге будет сумма выплат? Что будет с российскими миноритариями нидерландского холдинга? Не исключено, что ответы на все эти вопросы — учитывая значимость актива для российских властей — могут стать сюрпризом для всех, в том числе и для самих участников переговоров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию