Суды начали выписывать штрафы операторам за неподключение к системе «Антифрод»
Лента новостей
Рассмотрены протоколы об административных правонарушениях в отношении четырех компаний. Им назначили штрафы на общую сумму 2,1 млн рублей, сообщила пресс-служба Роскомнадзора
Суды оштрафовали четырех операторов связи на общую сумму 2,1 млн рублей за неподключение к системе «Антифрод». Об этом сообщает Роскомнадзор. В ведомстве отметили, что более 500 операторов уже подключились к системе блокировки звонков с подменных номеров, сроки подключения нарушили 180 операторов.
Компании не подключаются к «Антифроду» не потому, что не хотят, а потому, что у них нет технической возможности. Например, в ноябре в редакцию Business FM обратился представитель одного из небольших операторов связи Москвы, компании «Пекител». Он рассказал, что у нее не было технической возможности подключиться к этой системе в требуемые сроки. В результате пришел сотрудник Роскомнадзора и составил протокол об административном правонарушении.
Редакция радиостанции вновь связалась с этим оператором и выяснила, что он
Юрий Шеметун главный инженер «Пекитела» «Ребята подключились, сделали такой «антифрод-колхоз». Они собирают операторов, и через них появилась техническая возможность подключения. И оборудование, которое обещали поставить нам до 28 декабря, тоже не поставлено. Связывался с поставщиком, они говорят, что нет, не получается, может быть, после 15 января получится. Мы развернули серверы авторизации, надо — подключились через «колхоз», у нас срок стоял то ли 24-е, то ли 26 октября — это дата подключения, а дата уведомления — еще на месяц раньше. Поскольку мы не были готовы к подключению, мы не уведомили, на нас составили протокол. Мы ждем, следим, когда они на нас подадут в суд. В суд они пока на нас не подали, но, как вы знаете, наверное, 19 декабря был суд по другому оператору. Ему присудили штраф в 700 тысяч рублей».
Чтобы система «Антифрод» блокировала все звонки с подменных номеров, к ней должны подключиться все операторы связи. На конец декабря подключились чуть больше трети — их в стране, по данным Роскомнадзора, больше 1300. У тех, кто присоединился к «Антифроду», порядка 80% всех телефонных номеров. Поэтому эффективность системы сейчас под вопросом. Тем не менее все та же
Но на уровне обывателя есть впечатление, что нежелательных звонков меньше не стало. О том, как это можно объяснить, говорит директор технического департамента RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики Федор Музалевский:
Федор Музалевский директор технического департамента RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и компьютерной криминалистики «Я как пользователь, как абонент получаю достаточно большое количество спам-звонков. Другое дело, что надо различать спам-звонки и мошеннические звонки, то есть спам-звонки от условной стоматологии, которая предлагает свои услуги, «Антифродом» не блокируются. Количество мошеннических звонков, которые совершаются с целью завладеть, допустим, денежными средствами, по крайней мере по субъективным наблюдениям, немножко упало. Это первый момент. Второй момент — эффективность системы достаточно условная, то есть если мы снизили поток на 20%, но он рос на 30% в год, то их стало даже больше, но без этой системы было бы гораздо хуже. Это факт. И третий аспект, который заключается в том, что из не подключившихся к «Антифроду» операторов не подключились как раз самые большие. У них инфраструктурные издержки, ну и технические возможности для подключения именно в силу их масштаба весьма ограниченны».
Ранее Роскомнадзор сообщал, что все операторы связи, которые предоставляют услуги телефонной связи — как фиксированной, так и мобильной, — должны подключиться к системе «Антифрод» до конца февраля 2024 года.