Печатные календари: от истоков к современности
Лента новостей
Январские рассказы Сергея Корзуна
Первый же напечатанный календарь был изданием политическим и даже пропагандистским. Речь о так называемом Турецком календаре Иоганна Гутенберга на 1455 год. Он дошел до нас в единственном экземпляре и хранится в Баварской библиотеке в Мюнхене. Поводом для издания стало падение Византии и взятие Константинополя турецким султаном Мехмедом II. В подзаголовке на первой странице значилось: «Призыв к христианскому миру против турок». На каждой из 12 страниц к борьбе призывали какую-то силу: в январе — Папу Римского, в феврале — императора, в апреле — королей европейских стран, в сентябре — немецкую нацию. В конце текста на каждый месяц идут краткие астрономические и календарные сведения — эта информация и позволяет назвать издание календарем. Заканчивается все первым типографским новогодним пожеланием: «Хорошего и радостного Нового года!»
В России первый печатный, так называемый Брюсов календарь вышел в 1709 году: «повелением его царского величества, во гражданской типографии, под надзрением его превосходительства, господина генерала лейтенанта Якова Вилимовича Брюса, тщанием библиотекаря Василия Киприянова».
В справочной части, помимо прочего, были таблица исчисления лент праотцов от потопа до Иакова, святцы 12 месяцев в лицах, координаты звезд и даже таблица расстояний от российских городов до Москвы. Важная часть — предсказательная, по сути, астрологическая, на 200 лет вперед. В последующих тиражах уже прошедшие годы опускались. В издании Кузнецова 1869 года на заглавной странице писали: «Брюсов календарь и его предсказания о погоде и о свойствах человека, с наставлением, как узнавать оныя».
Суперпопулярными стали в России конца XIX века сытинские календари, в том числе отрывные. Уже второй выпуск небольшого настенного календаря разошелся тиражом в 8 млн экземпляров. А в начале XX века фирма Сытина выпускала 25 наименований календарей общим тиражом более 12 млн экземпляров.
В советское время отрывные, перекидные, табель-календари издавались огромными тиражами, а карманные календарики в конце XX века даже вкладывали в колоды игральных карт. Их выпускал Ленинградский комбинат цветной печати.
Календарь, который не выбрасывается, а хранится как минимум в течение года, — идеальный носитель для рекламных сообщений. Этим практически с самого начала пользовались составители и издатели. Но, кроме утилитарной ценности, календари всегда имели и ценность художественную. А своеобразной иконой стиля стал рекламный, по своей сути, календарь итальянского шинного бренда Pirelli. Впервые он вышел в 1964 году. От календаря в нем были только месяцы и обозначение дней.
Ольга Свиблова искусствовед, основательница «Мультимедиа Арт Музея» «Календарь производимой компании может стать даже более значимым, чем продукция, которую производит компания. По крайней мере, я точно знала слово Pirelli в семантическом и визуальном соединении с календарями Pirelli. Мы, кстати, единственный музей в мире, в котором происходят выставки календарей Pirelli, для которых работали такие великие фотографы, как Сара Бун, Питер Линдберг, Альберт Уотсон, Энни Лейбовиц. Легче сказать, кто не работал из великих звезд над фотографиями с календарями Pirelli».
Первоначально он предназначался для дальнобойщиков, которые включают в свое бесконечное движение немного теплоты и эротики в виде постеров с привлекательными и год от года все менее обременеными одеждой девушками. Но требования политкорректности и тренд против объективации женского тела в последнее время вынудили издателей серьезно поменять свою позицию.
«Питер Линдберг снимает знаменитых женщин, женщин-звезд. Прежде всего мы говорим о звездах кино. Но он снимает только лица, нет тела, нет ничего, есть душа. Это лица без грима, где есть глаза, где есть выражение лица, которое раскрывает душу и «персоналити». И мы видим, что, безусловно, календарь Pirelli следует тому, как меняется общественное настроение, и прежде всего роль женщины. И от прекрасного женского тела мы движемся в сторону раскрытия души».
Возможно, дальнобойщики, и не только они, не во всем согласны с направлением движения Pirelli, но вряд ли это отразится теперь уже на продаже шин. Стиль важнее содержания. Главное — не засматриваться за рулем на еще оставшиеся неполиткорректные билборды. А день и время можно узнать из встроенного дисплея мультимедийной системы.