Самим надо: Avon передумал продавать российские активы
Лента новостей
Решение может быть связано с нежеланием отдавать бизнес конкурентам, пишет «Ъ». В этом нет ничего удивительного, говорят эксперты
Avon может отказаться от ухода из России. По данным газеты «Коммерсантъ», компания передумала продавать российские активы, чтобы не отдавать бизнес конкурентам.
Avon объявила о приостановке инвестиций в российский рынок почти два года назад, а прошлой весной, по данным газеты «Коммерсантъ», начала готовить продажу своего завода в Наро-Фоминске и кириллического бренда «Эйвон». Теперь, как утверждают источники издания, компания передумала — на активы претендовали ее крупные конкуренты, Natura Siberica и ГК «Арнест», и в Avon не захотели «уступать стабильно работающий бизнес с ощутимым дисконтом». По данным Discovery Research, на 2020 год компания контролировала около 10% российского рынка косметики. В нежелании расставаться с таким активом нет ничего удивительного, говорит генеральный директор аудиторской группы 2К Тамара Касьянова:
Тамара Касьянова генеральный директор аудиторской группы 2К «Понятно, что компанию, которую рынок оценивает в 28 млрд рублей, продавать дисконтом 50% невыгодно, кроме этого, еще и введенный дополнительный платеж в бюджет в размере, при условии продажи с дисконтом 50% и обсуждение в правительственной комиссии еще дополнительно 5% добровольного взноса в бюджет, останавливает многие компании. Сейчас конкуренция становится все меньше, и потенциально доходов может быть гораздо больше, потому что часть компаний ушли, часть пытаются перестроиться, но не все достаточно быстро перестраиваются, и все прекрасно понимают, что нынешняя ситуация в конце концов будет иметь логическое завершение, и не каждая компания потом сможет легко войти на российский рынок, который в этот период уже изменится, потому что появятся новые предприятия, которые займут эти ниши».
Если сообщения подтвердятся, Avon пополнит список иностранных компаний, принявших решение оставаться в России, несмотря на репутационные издержки и санкционные риски. Судя по всему, в том же направлении движется австрийский Raiffeisen, несмотря на более ранние заявления о планах по выходу из России. В декабре СМИ писали, что Вена грозила заблокировать 12-й санкционный пакет ЕС, если Киев не исключит банк из украинского списка «спонсоров войны», и в итоге Украина согласилась приостановить статус Raiffeisen. Вероятно, раз Австрия готова была за это бороться, в ближайшее время продавать активы банк не планирует. Аналогичная ситуация была и с венгерским OTP. Можно ли говорить, что все желающие уже ушли? Комментирует гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «С одной стороны, есть ощущение, что и среди политиков ситуация далеко не однозначная, и некоторые начинают понимать, осознавать потери, которые несут и компании, которые в этих странах зарегистрированы, граждане, которые в этих странах проживают, и так далее от того, что они ведут некорректную санкционную политику. Накапливается эффект усталости и осознание, что что-то происходит неправильно, и по этой причине как раз страны тоже начинают поддерживать свои компании, в частности банки, для того чтобы они имели возможность работать на российском рынке. Поэтому я думаю, что постепенно будет все больше стран, все больше компаний, которые будут пересматривать свое отношение к ведению бизнеса в России, будут стараться использовать возможности, чтобы либо восстанавливать свой бизнес в России, либо возвращаться».
Хотя конец исхода зарубежных компаний из России может быть близок, нового притока иностранных инвестиций пока не наблюдается. С учетом готовности Москвы переводить активы неугодных игроков под внешнее управление или осуществлять принудительный выкуп с выплатой на замороженные счета С, в ближайшем будущем иностранный бизнес наверняка будет с осторожностью относиться к новым вложениям в российскую экономику.