16+
Четверг, 21 ноября 2024
  • BRENT $ 73.97 / ₽ 7413
  • RTS815.51
17 декабря 2023, 21:12 Право

Очередной ученый-физик арестован по обвинению в госизмене

Лента новостей

Речь идет о кандидате физико-технических наук, доценте Томского политехнического университета Владиславе Галкине. Дело вновь касается гиперзвуковых технологий. Журналисты насчитали уже больше десятка похожих уголовных дел против ученых, так или иначе занятых в одной сфере

Институт теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича СО РАН.
Институт теоретической и прикладной механики имени С. А. Христиановича СО РАН. Фото: Bogdanov-62/Wikipedia

В Новосибирске арестован Владислав Галкин — сотрудник Института теоретической и прикладной механики имени Христиановича сибирского отделения РАН. В отношении него возбуждено дело о госизмене.

Ученому Владиславу Галкину 68 лет, строго говоря, суд в Новосибирске его не арестовал, а продлил содержание под стражей — когда точно Галкина туда поместили, неясно. Его дело, как и все остальные аналогичные производства, находится под грифом «секретно», заседания проходят в закрытом режиме, потому что касаются госизмены. Чаще всего речь идет о передаче «особо чувствительных» для государства сведений за рубеж, в основном во время заграничных поездок для участия в международных конференциях. Совершал ли подобные поездки Галкин — опять же, неизвестно.

Из той скудной информации, что можно выделить, мы знаем, что среди научных интересов томского ученого Владислава Галкина была механика сверхзвуковых течений. Также Галкин был соавтором многих работ Валерия Звегинцева, которому в начале декабря продлили домашний арест — в одной из последних работ в январе 2021 года, пишут СМИ, ученые описали метод, используемый при создании ракет «Кинжал», «Сармат», «Циркон» и гиперзвукового комплекса «Авангард».

Аресты и предъявления обвинений в госизмене задним числом, к сожалению, стали обычной практикой, делится наблюдениями адвокат Ольга Динзе, защитница еще одного ученого, находящегося под арестом, и коллеги Галкина Анатолия Маслова:

Ольга Динзе адвокат «Что касается массовых арестов ученых — в статье 275 УК идет речь о сведениях, составляющих государственную тайну, которые лицо, например, передает. Но дело все в том, что на момент передачи эти сведения уже должны составлять государственную тайну. Практика пошла по иному пути. Грубо говоря, лицо в 2013-м, в 2014 году, не важно, например, передает какие-то сведения или публикует какую-то статью в журнале, и потом ФСБ спустя семь лет возбуждает уголовное дело и признает эти сведения составляющими гостайну. По мнению ФСБ, ученые неаккуратно обращаются со сведениями чувствительного характера, как они говорят. Поэтому сейчас идет массовое привлечение к уголовной ответственности задним числом, и, соответственно, все эти действия в совокупности просто убивают отечественную науку».

Общая тема гиперзвука ставит Владислава Галкина в один ряд с прочими новосибирскими учеными, задержанными ранее. И это не только Валерий Звегинцев и Анатолий Маслов, но и Александр Шиплюк. Все четверо, к слову, — сотрудники Института теоретической и прикладной механики имени Христиановича сибирского отделения РАН.

Один случай — это случайность, два — совпадение, три — закономерность, а четыре — повод говорить о том, что тема гиперзвука для государства особенно чувствительна, потому что находится на острие гонки вооружений. Комментирует президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:

Михаил ВиноградовМихаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Можно себе представить, что российское гиперзвуковое вооружение действительно может являться мишенью конкурентов, спецслужб и так далее. Поэтому представить себе какую-то кампанию и повышенную тревожность — возможно, обоснованную — можно. С другой стороны, поскольку все равно стиль подобного рода обвинений в последнее время, подчеркивающий возможность произвола и в произвольной интерпретации не в пользу ученых, естественно, каждый раз подобное дело вызывает скепсис и ощущение, что это та самая презентация активности правоохранителей либо элемент давления на ученых, где очень непонятные рамки дозволенного и запрещенного. Поэтому, даже если представить, что действительно есть какая-то борьба с враждебными силами, которые ведут свои происки, все равно в подобного рода делах скепсис возникает. Поскольку, как правило, у стороны защиты и ученых нет возможности предъявлять свою позицию публично, как следствие, возникает такое сочувствие, сопереживание».

На четырех ученых Института теоретической и прикладной механики имени Христиановича список далеко не заканчивается. Всего с 2015 года журналисты насчитали 11 уголовных дел против ученых, которых подозревают в госизмене в сфере гиперзвука. Можно вспомнить главного конструктора Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем Александра Куранова и научного сотрудника Центрального аэрогидродинамического института Валерия Голубкина. Несколько выбивается из списка новосибирский ученый Дмитрий Колкер, который на момент ареста был болен раком в четвертой стадии и умер буквально через три дня. Гиперзвук напрямую не был его сферой, он изучал тему лазеров. Однако, как говорят эксперты, эти технологии также могли использоваться в гиперзвуковых экспериментах.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию