Конфискованная картина Карла Брюллова появилась в экспозиции Русского музея
Лента новостей
История с изъятием принадлежащей частному коллекционеру из Германии Александру Певзнеру картины «Христос во гробе» тянется уже 20 лет. За это время прошло около 30 судебных дел, в которых Певзнер оспаривал законность изъятия картины, но в итоге смирился с ситуацией
В Русском музее на выставке, посвященной
Немецкий коллекционер приобрел картину у настоятеля православного прихода в Бельгии, который оказался в сложном финансовом положении, за 100 тысяч евро в 2003 году. Поскольку на картине не было подписи автора, по поводу ее принадлежности перу живописца существовали определенные сомнения. Чтобы их снять, Александр Певзнер привез ее в
Григорий Голдовский заместитель гендиректора по научной работе Государственного Русского музея «Было принято решение о ее покупке Русским музеем с согласия владельца еще до того, как картина прибыла в Петербург. Ну, схитрил, привезя, чтобы провести здесь экспертное исследование. А когда ее у него не конфисковали, но забрали для того, чтобы расследовать ситуацию, объявил, что он не хотел ее продавать. Наша экспертно-закупочная комиссия оценила ее в 400 тысяч долларов. Выяснилось, что он ее купил за 120 тысяч евро. Если бы он оценил ее хотя бы стоимостью, которую он заплатил за нее, — другое дело. При временном ввозе 30% от оценки произведения вносится в государственную казну».
В эти годы в Россию потекли нефтедоллары, и цены на русскую живопись у русских коллекционеров стали зашкаливать, превышая цены на аналогичное западноевропейское искусство в десятки раз. По мнению экспертов, в конце нулевых на аукционе типа Christie’s Певзнер с экспертным заключением Русского музея мог бы запросто выручить за картину уже несколько миллионов. Однако все эти годы она находилась в статусе «вещественного доказательства». При этом уголовное дело о контрабанде в адрес владельца уже давно прекращено
Софья Багдасарова искусствовед, журналист The Art Newspaper Russia «Эта история тянется уже 20 лет, и на умонастроение частных коллекционеров она повлияла очень сильно. Она стала прецедентом, который четко показывает опасности ввоза произведений искусства в Россию. Последние годы эта история как-то выпала из сферы интересов, но периодические решения судов, конечно, вызывали разочарование у частных коллекционеров. Тогда, в 2003 году, эта конфискация стала сигналом, который продемонстрировал, что за документами надо следить более тщательно».
Как утверждают представители Русского музея, сейчас Александр Певзнер смирился с тем, что принадлежащая ему картина «Христос во гробе» кисти Брюллова включена в фонд этого музея и будет экспонироваться. И просил лишь о том, чтобы была обеспечена ее сохранность. Комментирует директор аукционного дома ArtSale.info, искусствовед и коллекционер Константин Бабулин:
Константин Бабулин директор аукционного дома ArtSale.info, искусствовед и коллекционер «То, что у нас государство может сделать все, что захочет, и законы под это дело будут какие-то подтянуты, — это такая данность. В наших кругах, конечно, считается, что эта история не очень красивая. Человек привез картину с целью разобраться. Сейчас мы опустим все юридические тонкости — как ввез; это, знаете, как — по форме правильно, а по сути издевательство. Это серьезная проблема. Во многих случаях это является препятствием для попадания в Россию картины такого высокого качества. Потому что ты везешь — а что дальше произойдет, совершенно непонятно».
После многолетней череды судебных разбирательств в 2017 году президиум Верховного суда постановил вернуть картину Певзнеру. Однако решение выполнено не было, полотно так и осталось в Русском музее.