Запад готовит конфискацию российских суверенных активов. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
В случае наихудшего сценария конфискационная война уже пойдет по принципу «око за око, зуб за зуб», и это будет уже одна из последних серий этой драмы, считает политолог
Евросоюз окончательно согласовал 12-й пакет антироссийских санкций, которые Еврокомиссия предложила еще в середине ноября. Одновременно из США пришла информация о том, что согласование «Большой семеркой» мер по конфискации российских активов и использованию их в интересах Украины в последнее время сильно продвинулось вперед. Чего ждать?
Основным содержанием 12-го санкционного пакета станет поэтапное введение эмбарго на импорт российских алмазов, в том числе начиная с марта следующего года, ограненных и отполированных в третьих странах. Отдельная часть будет посвящена борьбе с обходом санкций. Компании, работающие со странами Евросоюза, заставят взять гарантии по недопущению реэкспорта санкционных товаров в Россию. Также предусматриваются дополнительные меры по соблюдению ценового потолка на российскую нефть.
Ранее ЕС планировал вообще запретить продажу танкеров в интересах России, однако под давлением стран, играющих большую роль на рынке нефтеперевозок, таких как Греция и Мальта, от этого требования пока отказались. Также отказались от введения разрешительного механизма вывода денежных средств из Евросоюза российскими гражданами и юрлицами. Однако для выведения суммы более 100 тысяч евро вводится механизм уведомления.
На этом фоне газета Financial Times опубликовала информацию о том что «Большая семерка» сильно продвинулась по пути выработки юридического механизма, который позволит использовать замороженные российские суверенные активы для помощи Украине. Тенденция к тому, чтобы помогать Украине все в большей мере российскими деньгами, может получить мощное развитие на фоне пробуксовки в Евросоюзе и в американском конгрессе процесса обсуждения новых пакетов помощи Киеву.
До сих пор на Западе говорилось лишь об использовании доходов с замороженных активов. На сей счет имеется уже решение Еврокомиссии, оно касается примерно 3 млрд евро, которые образовались как раз в виде процентных и купонных доходов с российских активов, замороженных в европейских депозитариях. Согласно концепции, изложенной в аналитической записке Минфина США, утекшей в британскую газету, конфискация будет рассматриваться «как ответная мера со стороны тех государств, которые пострадали в результате нарушения Россией международного права». То есть гипотетически речь может пойти не только об Украине.
Прецедентов конфискации суверенных активов после Второй мировой войны в мире не было. Даже в случае с репарациями от Ирака в пользу Кувейта речь шла, во-первых, о решении на уровне Совбеза ООН, во-вторых, на то было согласие и самого Ирака, который до этого проиграл войну за Кувейт, в рамках формулы «нефть в обмен на продовольствие». Однако санкционеры теоретически могут апеллировать к резолюции Генассамблеи ООН 56/83 от 2001 года и дополнительным разъяснениям Комиссии ООН по международному праву. Эти документы ввели понятие ответственности государств, нарушающих международное право, а также принятие должных мер противодействия. Это так называемая концепция «самопомощи» в международном праве.
В вышеупомянутой резолюции ООН сказано следующее: государство может принять контрмеры в ответ на международно-противоправное деяние другого государства, целью которых является вернуть государство-нарушителя в соответствие с его международно-правовыми обязательствами. Такие контрмеры обычно считались бы противоправными, но в данном случае противоправность действия «исключается», поскольку действие предпринимается против другого государства в ответ за нарушение им международного права (статья 22 ARSIWA). Если нарушение совершено против международного сообщества в целом, то уже любое государство может ссылаться на ответственность государства-нарушителя (статьи 42, 48 ARSIWA).
А еще в американском сенате имеется двухпартийный законопроект «О восстановлении Украины», аббревиатура от английского названия REPO Act Rebuilding Economic Prosperity and Opportunity (REPO) for Ukrainians Act. Он предусматривает наделение президента США полномочиями конфисковывать российские активы, которые прямо или косвенно принадлежат правительству РФ, включая активы Центробанка или Российского фонда прямых инвестиций. REPO-акт создаст Фонд поддержки Украины на основе российских суверенных активов в американской юрисдикции. Распоряжаться ими будет подразделение Госдепартамента — Агентство международного развития (USAID) — в целях компенсации Украине нанесенного ущерба. Целями использования фонда обозначены восстановление разрушенного хозяйства, обеспечение гуманитарной помощи гражданам Украины, а также другие, которые госсекретарь сочтет нужными в интересах Украины. REPO-акт предусматривает взаимодействие с союзниками США по данному вопросу в формате двусторонних и многосторонних соглашений.
После имплементации таких решений неизбежно встанет вопрос об ответных действиях России. Притом что суверенных активов западных государств в России, мягко говоря, немного. А те частные компании, которые остались работать, трудно считать недружественными. Президент Владимир Путин не раз указывал, что приветствует работу иностранных инвесторов и хотел бы ее продолжения. Строго говоря, и аппетиты санкционеров пока не распространяются на конфискацию частных российских активов. Впрочем, в случае наихудшего сценария конфискационная война уже пойдет по принципу «око за око, зуб за зуб» просто по принципу национальной принадлежности активов. И это будет уже одна из последних серий этой драмы.