Код ОКВЭД для блогеров: за и против
Лента новостей
Депутаты Госдумы хотят проработать вопрос о создании отдельного кода для блогеров в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Инициатива объясняется тем, что аудитория многих блогеров превышает аудиторию СМИ, но их деятельность не регулируется законом
К блогерам за последний год подбираются все ближе. Операторы рекламных данных, через которых блогеры получали маркеры для своей рекламы, с сентября стали брать деньги за свою работу. Роскомнадзор выписывает штрафы за отсутствие маркировки рекламных постов в сети, а ранее выступил за маркировку рекламы в заблокированной соцсети Instagram, принадлежащей Meta, которая запрещена и признана в России экстремистской. Теперь вот код ОКВЭД.
Эта тема обсуждается с весны. В августе Минцифры и Росстандарт поддержали идею. Необходимость меры объяснили тем, что это давно стало профессией, приносящей высокие доходы.
У блогера Wylsacom Валентина Петухова и его команды давно есть код ОКВЭД — «Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ». Он думает, что новый код глобально ничего не изменит:
Валентин Петухов блогер, основатель ютьюб-канала Wylsacom «Наверное, поможет начинающим блогерам. Те, кто при регистрации какого-нибудь юридического лица или каких-то таких историй задавался вопросом: а что же я делаю? — и искал смежные какие-то коды, чтобы понимать, как это все регулировать, теперь смогут выбрать один понятный, и все будет сильно проще, но как будто бы очень странная инициатива. Я все еще не понимаю конечной цели подобных мероприятий, то есть все, что я слышал по поводу изменения в законодательстве в том или ином виде, касающемся блогеров, это никак, кроме как закручиванием гаек не назвать. Принимаются законы о рекламе, которые сильно влияют в том числе на деятельность блогеров, но дополнительной какой-то пользы, на мой взгляд, в данном моменте не несут. Может быть, мы не видим всей картины, поэтому и складывается такое впечатление».
С другой стороны, необходимость
Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Преимущество для блогеров в том, что под эти ОКВЭД, если ты блогер, может быть, выведут новые линии грантов, субсидии. Можно будет выигрывать какие-то конкурсы. Минусы — то, что, скорее всего, при такой истории блогеров будут наказывать по всей строгости закона, так же, как, условно говоря, это делают со СМИ, но только немножко в другом порядке. Будут, наверное, делать послабления, так как это физические лица. У меня самого больше двух лет назад в рамках своего агентства появлялись мысли, что для блогеров можно отдельные ОКВЭД проводить. Нам как агентству и как агентам этих блогеров всегда приходилось тяжело защищаться от налоговой, других органов. Когда проводятся платежи, проводятся договоры, у тебя огромное количество физических лиц, например, в договорах, — налоговая считает, что ты занимаешься обналом, и тебе приходится доказывать, что нет, я просто работаю с блогерами, а блогеры просто как предприниматели, самозанятые. У них деятельность типа видеопродакшен. Но это не является до конца реальностью, потому что он все-таки блогер, это немножко другая деятельность, и вот тут постоянно приходилось с этим заморачиваться».
Опрошенные Business FM игроки рынка говорят: в дальнейшем плюсов от возможного введения кода ОКВЭД наверняка будет больше. Только кнутом стимулировать «обеляться» невозможно, придется давать и