У операторов связи могут начать отбирать лицензии за пропуск мошеннических звонков
Лента новостей
Генпрокуратура и Роскомнадзор готовят соответствующие поправки в закон «О связи». Важно, чтобы операторы начали активную работу с мошенничеством по телефону, отмечают эксперты
Обновлено в 13:20
Генпрокуратура и Роскомнадзор готовят поправки в закон «О связи», согласно которым власти смогут отзывать лицензии операторов, которые не блокируют мошеннические звонки, об этом пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на зампреда совета по развитию цифровой экономики при Совфеде Артема Шейкина. По его мнению, это расширит возможности государства привлекать к ответственности недобросовестных операторов.
В Минцифры, которые отвечают за борьбу с телефонным мошенничеством, заявили, что им об этой инициативе неизвестно. Очень важно, чтобы операторы начали активную работу с телефонным мошенничеством, говорит управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IТ Евгений Царев:
Евгений Царев управляющий RTM Group, эксперт в области информационной безопасности и права в IT «В настоящий момент операторы связи не занимаются выявлением, блокированием мошеннических звонков. Может быть, кто-то это и делает, но это, наверное, секретные программы, никто про них ничего не знает. В действительности звонки происходят свободно, и операторы не видят в этом плане какой-то задачи. Есть такое предложение, оно может показаться избыточным, но сейчас по многим фронтам идет борьба с мошенничеством, и через закон о персональных данных, и через напряжение финансовых институтов, происходит много инициатив, в том числе есть работа с операторами связи. Можно ли сделать ее штрафами, может быть, но, на мой взгляд, государство пытается создать инструмент, благодаря которому будут условия для операторов связи, чтобы те боролись с мошенничеством. Теперь что касается возможности заблокировать все мошеннические звонки, априори это невозможно, потому что все модели будут так или иначе вероятностными. То есть они могут создавать модели, по которым будут определять звонок, скорее всего, мошеннический или, скорее всего, не мошеннический, но все равно какое-то количество будет проскакивать. Но важна вообще эта работа. Если проведут эту работу и наведут порядок, станет лучше».
Кто является мошенником, а кто нет, может решить только суд, говорит эксперт по информационной безопасности, генеральный директор Phishman Алексей Горелкин:
Алексей Горелкин эксперт по информационной безопасности, гендиректор Phishman «У операторов есть определенные лазейки, которые позволяют злоумышленникам создавать, если очень упростить, мини-АТС. То есть злоумышленники могут с помощью программного кода и большого количества сим-карт, которые не зарегистрированы на кого-либо, создавать мини-АТС, чтобы все время иметь новые номера. Там же в целом как выглядит? Есть некое приложение, которым пользуются злоумышленники, и телефонные номера могут постоянно меняться. То есть, условно, мобильный телефон злоумышленника, который зарегистрирован на него как на физлицо или на подставное физлицо, к сожалению, такое тоже возможно, дозваниваются до некой АТС, а на ней уже куча разных сим-карт. И когда сим-карта блокируется, предположим, потому что с нее идет массовая рассылка или она попала в список спама, эта сим-карта очень быстро заменяется в этой мини-АТС. То есть, скорее всего, тут мысль про то, чтобы операторы связи отслеживали подобные массовые подключения из одной точки и блокировали их, то есть не сам мошеннический звонок, потому что это будет очень сложнодоказуемо. Какой-нибудь злодей со своей сим-карты обзванивает кого-то и обманывает их по телефону, будет ли считаться это мошенническим звонком? Скорее нет, потому что этим должны заниматься правоохранительные органы, в том числе и выявлением, что это мошенник. Потому что мошенничество — это уголовно наказуемое дело».
Вот как инициативу прокомментировали в пресс-службе компании «Мегафон»:
«Мы не в курсе предлагаемых поправок. Добросовестные операторы подключены к информационной системе «Антифрод», предназначенной для борьбы с мошенническими вызовами, ответственность за неподключение к указанной системе закреплена в российском законодательстве. На наш взгляд, этой меры достаточно для борьбы с пропуском трафика с подменных номеров».
Система блокировки звонков и СМС с подменных номеров «Антифрод» начала работать в России с 1 января. Она передает операторам информацию о вызовах и сообщениях с подменных номеров и о других подозрительных соединениях.