Запад недоволен турецкой помощью России в обходе санкций. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Однако у Турции и России столь масштабные связи, что их трудно будет целиком принести в жертву в угоду Западу, отмечает политолог
Британская газета Financial Times выступила со статьей на тему обхода антироссийских санкций через Турцию. Как следует из публикации, экспорт из Турции в Россию 45 товаров, необходимых для использования в военном производстве, в этом году резко возрос. За первые девять месяцев 2023 года Турция якобы экспортировала таких «высокоприоритетных» товаров на сумму 158 млн долларов в Россию и Азербайджан, Грузию, Казахстан, Киргизию и Узбекистан, которые, в свою очередь, подозреваются в посредничестве. Это в три раза больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Запад уже не первый раз ставит вопрос о том, что Турция, ОАЭ и ряд постсоветских государств помогают Москве обходить санкции. Начиная примерно со второй половины прошлого года периодически звучат угрозы и уговоры с тем, чтобы такую практику прекратить. Какой-то эффект они возымели. Та же Турция в марте текущего года свернула реэкспорт в Россию подсанкционных товаров, перейдя к практике полной растаможки ввозимого из ЕС и США импорта. Затем он — уже как «турецкий» — может следовать не обязательно в Россию, а в Азербайджан или среднеазиатские республики. Следы путаются, претензии предъявить труднее.
Европейцы раньше грозили квотировать экспорт «чувствительных» товаров в Турцию, Эмираты и постсоветские страны, замеченные в резком увеличении соответствующих поставок в Россию, однако пока не применяют такую практику, поняв, что она будет равносильна стрельбе себе в ногу. Более того, в ходе обсуждения очередного пакета санкций пошли разговоры, что, мол, не надо так уж свирепствовать по части вторичных санкций в отношении европейских партнеров за их связи с Россией. Тем более что европейские компании часто полностью в курсе того, куда попадают экспортируемые как бы в Турцию товары.
США тоже пока ограничиваются запугиванием, выборочно налагая санкции на физических лиц и компании, замеченные в бизнесе с русскими. Теперь в Турцию направляется — уже второй раз за текущий год — замминистра финансов США по контртерроризму и финансовой разведке Брайан Нельсон, курирующий также санкции.
Из публикации британской FT не вполне понятно, что имеется в виду под 45 видами товаров, которые США окрестили как «приоритетные», и насколько там действительно находятся именно подсанкционные товары вроде чипов. Вполне возможно, что речь идет о политическом давлении на Анкару, чтобы толковать санкции расширительно и шарахаться от любых контрактов с Россией, кроме тех, что были бы прямо разрешены Минфином США. Однако на текущий момент вряд ли удастся добиться, чтобы турецкие власти полностью взяли на себя все функции западных санкционеров: мол, вам надо — вы и следите. Но каким-то образом Анкара может пойти навстречу Вашингтону, конечно.
В повестке переговоров Брайана Нельсона в Анкаре, помимо всего прочего, есть такие пункты, как требование присоединиться к санкциям против российских торговых судов и перестать обслуживать российские самолеты в турецких аэропортах.
Импорт называемых FT «высокоприоритетными» товаров Турции из стран «Большой семерки» в этом году вырос более чем на 60% по сравнению с годами до СВО. При этом подозрение санкционеров вызывает то, что затем статистика экспорта таких товаров из Турции в постсоветские страны существенно расходится с официальной статистикой импорта в эти страны: стало быть, следует вывод, он через посредников отправляется в Россию.
В то же время американцы тоже кое в чем зависят от Турции, одного из ведущих членов НАТО. Просто так тут ножкой не топнешь. Турция, в частности, заняла политически жесткую позицию по отношению к действиям Израиля в Газе, и Америке было бы совсем невыгодно, если бы эта решительная риторика перешла к практическим действиям по поддержке исламистов против Израиля. Недавно Минфин США уже расширил список физических и юридических лиц Турции за поддержку ХАМАС. Но эти санкции неизбежно будут носить ограниченный характер, не воевать же с союзником по НАТО в полную силу сразу на двух санкционных фронтах. Правда, в руках у Америки есть и «морковка»: Анкара ждет завершения давно зависшей сделки по поставке самолетов F-16.
Турцию с Россией уже связывают столь масштабные связи, что их трудно будет целиком принести в жертву в угоду Западу. По итогам 2022 года Турция заняла второе место среди внешнеторговых партнеров РФ, двусторонний товарооборот вырос почти в два раза, до 62 млрд долларов. А в январе — октябре 2023-го — еще почти на 50%.
Идут стабильные поставки российского газа в Турцию, продолжается сооружение АЭС «Аккую», туда уже поставлена часть третьего реактора. До конца текущего года могут быть согласованы условия работы будущего газового хаба в Турции, сейчас в Петербурге как раз пройдут соответствующие переговоры.
Турция по-прежнему заинтересована в приезде нескольких миллионов российских туристов в год. Так что в этом смысле «морковка» в руках Брайана Нельсона все же не такая большая и сладкая, чтобы заставить турок полностью свернуть сотрудничество с русскими. Но могут появиться дополнительные издержки.