16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
23 ноября 2023, 19:27 Авто

Ряд российских автодилеров подают иски к группе Renault. Каковы ее шансы вернуться впоследствии на российский рынок?

Лента новостей

В интервью РИА Новости директор по производству завода «Москвич» Олег Масляков рассказал, что ушедшая из России французская компания не оставила ни технологий, ни конструкторской документации, ни комплектующих, а российские автодилеры подали на концерн в суд иски на 760 млн рублей. Стали бы судебные решения препятствием для возвращения Renault в Россию?

Фото: Артур Новосильцев/АГН «Москва»

На козни французов ответили множественными исками. Автомобильный концерн Renault создавал трудности для перезапуска завода «Москвич». Французы не оставили ни технологий, ни документов, ни деталей. Об этом в интервью РИА Новости рассказал директор по производству предприятия Олег Масляков. Вместе с тем к группе Renault подают иски автодилеры. Звучат полярные мнения о том, что это значит: либо французы хотят вернуться, либо Renault не вернется никогда.

По словам топ-менеджера завода «Москвич», французы из Renault ничего им не оставили: ни технологий, ни конструкторской документации, ни комплектующих. И вообще приняли решение покинуть российский рынок в один момент. Олег Масляков отметил даже, что группа Renault специально переводила все производство на иностранные запчасти и комплектующие.

На этой неделе российские автодилеры «РТДС центр» и «БН-моторс» обратились в арбитражные суды с исками против Renault, общая сумма взысканий составила 760 млн рублей. В эту сумму включены стоимость приобретения и аренды недвижимости для дилерских центров, внутренняя и внешняя реконструкция под стандарты Renault и упущенная выгода. Понятно, субъективная. Еще минимум 10 дилеров хотят подать аналогичные иски, сообщили в ассоциации «Российские автодилеры». А всего к моменту ухода из России французскую марку в стране представляли 152 дилера.

Почему иски посыпались только сейчас, спустя почти два года после ухода французов, объясняет партнер коллегии адвокатов Delcredere Сергей Савосько. Он представляет некоторых дилеров в этом иске:

Сергей Савосько партнер коллегии адвокатов Delcredere «Renault ушла из России в мае 2022 года, и первое время дилеры пытались понять, на каких условиях произойдет этот уход, будут ли исполняться обязательства, которые в начале года дала Renault своим российским дилерам по поставке автомобилей, запчастей. Также пытались оценить свои потенциальные убытки. Даже в первое время дилеры пытались самостоятельно контактировать с Renault, занимали выжидательную позицию. В конце 2022 года обратились как раз к нам за юридической консультацией, и к этому моменту уже стали понятны конкретные негативные последствия для дилеров, и убытки уже можно было посчитать. Поэтому мы использовали для оценки размеров убытков данные 2022 года в сравнении с 2021-м. И еще стало очевидно, что Renault не будет исполнять свои обязательства, не планирует в каком-то виде возвращаться в Россию. Нам Renault ответила. И где-то несколько месяцев мы находились в достаточно плотном переговорном процессе с точки зрения обмена доказательств, документами и так далее, и к осени мы поняли, что он зашел в тупик, что юристы Renault тянут время и не занимаются обсуждением условий компенсации. И поэтому от трех первых дилерских центров инициативных обратились с иском в суд».

Бывший завод Renault, переименованный в «Москвич», ушел от французов навсегда. Однако у иностранного концерна в России был не один только «Москвич». Для Renault российский рынок был вторым после французского.

И здесь есть два варианта. Либо автодилеры не верят, что Renault вернется, и пытаются получить хоть какие то деньги — в таком случае российские суды встанут на сторону дилеров, зарубежные — на сторону Renault, и будет тупик. А французы вряд ли вернутся на рынок, где им предъявят огромные счета. Либо второй вариант — это большая игра, Renault выплатит деньги, чтобы потом сказать, что платил по всем претензиям, чтобы дилеры сохраняли активы в консервации. И в удачный момент спокойно вернется по схеме опциона на обратный выкуп. Какой вариант ближе к реальности, рассуждает главред журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главред журнала «За рулем» «760 млн рублей — это не те деньги, о которых фирма Renault будет думать в случае возвращения на российский рынок. Французы оставили здесь 2,2 млрд евро. Если, конечно, предположить себе, что будет работать мультипликационный эффект, если вдруг все дилеры подадут подобные иски, тогда да, сумма может быть большой. Но все равно те активы, которые оставила фирма Renault, многократно превышают все эти иски. Потом надо посмотреть, что это за иски, что под этими убытками подразумевают дилеры. Если договорные отношения не подразумевали ничего, это можно списать просто на дилерский риск: ты организуешь свое дело, ты, естественно, принимаешь определенные риски на себя. Я уверен, что Renault эти иски удовлетворять, скорее всего, не будет, особенно в тех глобальных отношениях, в которых находятся наши страны. Renault долгое время официально и не официально помогала тем структурам, которые остались здесь, и поставлял через третьих лиц определенное сырье и материалы. Нельзя сказать, что французы повели себя уж совсем плохо».

В случае возврата в Россию Renault может претендовать только на долю в «АвтоВАЗе», хотя это очень лакомый кусок — российский концерн — крупный производитель не только по российским меркам, но и по европейским. Рынок России для Renault был вторым после Франции, Renault захочет вернуться. Но есть два принципиальных но. Во-первых, геополитическая ситуация. Во-вторых, французы давно взяли курс на электрификацию и гибридизацию транспорта. Российские реалии в этот революционный план не очень вписываются, электрифицировать наш рынок очень тяжело. Это как чемодан без ручки — ценный груз для Renault, который тяжело с собой нести.

Директор по производству завода «Москвич» Олег Масляков рассказал и о планах предприятия на следующий год. Завод перейдет на мелкоузловую сборку автомобилей «Москвич 3» и «Москвич 6», главной задачей станет сборка машин по полному циклу, включая сварку и окраску кузовов.

Завод планирует произвести в следующем году порядка 50 тысяч автомобилей и в перспективе даже наладить поставки за рубеж. Могут и снизиться цены — если уровень локализации будет повышен. С момента запуска продаж в России было продано лишь 12 тысяч автомобилей «Москвич».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию