В России началась подготовка к производству истребителей Checkmate
Лента новостей
Новые истребители должны составить пару тяжелому Су-57. Появятся они не раньше 2025 года. Обещают также, что они будут гораздо дешевле американского аналога. Что известно о модели?
Проект нового легкого истребителя Су-75 Checkmate уже находится на этапе создания первых образцов. Об этом РИА Новости заявили в корпорации «Ростех». Ожидается, что опытные образцы появятся в ближайшие два года.
В первый раз проект малозаметного тактического истребителя Су-75 Checkmate — в переводе «Шах и мат» — показали на выставке МАКС-2021. Пока шел сбор замечаний от потенциальных заказчиков, сам проект забуксовал — пришлось вносить правки, и сроки первого вылета сдвинулись. Летный образец Checkmate планировалось выпустить в этом году, а поставки начать в 2027-м. Теперь же, как говорил глава Минпромторга Денис Мантуров, рабочий образец в лучшем случае получится увидеть до конца 2025 года. Документация отправлена на заводы, процесс запущен.
Возникает вопрос, зачем России второй истребитель пятого поколения, когда уже есть Су-57. Две машины будут друг друга дополнять и работать в паре, говорят эксперты. Тяжелый многоцелевой Су-57 — ведущий истребитель-локатор на двух двигателях. А новый Checkmate, ведомый, легкий, на одном двигателе, обладает максимальной скоростью в 2200 километров в час, боевой нагрузкой в 7,5 тонны и возможностью одновременно поражать до шести целей, объясняет заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД Вадим Козюлин:
Вадим Козюлин заведующий Центром глобальных исследований и международных отношений Дипакадемии МИД «Су-75 будет легче, чем 57-й, и, предположительно, они будут работать в паре, причем в различных модификациях. Мы знаем, что Су-75 может быть и беспилотным. Сегодня такая партнерская схема становится популярна. Вероятнее всего, Су-75 будет выполнять роль вспомогательного самолета при Су-57, который станет чем-то вроде диспетчера, у которого оборудование позволяет видеть дальше за счет более мощного радара. Су-75 будет истребитель универсальный, в первую очередь для завоевания превосходства в воздухе. У него также будут функции для нанесения ударов и по земле, и даже по морским целям. Он обладает технологиями уже не пятого, а шестого поколения, что тоже важно».
Можно усмотреть аналогии с американским тяжелым истребителем F-22 Raptor и более легким F-35. Однако цены несопоставимые — российские образцы гораздо дешевле. Как отмечал глава «Ростеха» Сергей Чемезов, один новый российский Checkmate будет стоить 30-35 млн долларов, а стоимость летного часа составит около 8 тысяч долларов. Для сравнения — американский F-35 стоит 80 млн долларов, а один летный час обходится в 42 тысячи. Российские истребители не хуже — разница в подходе к производству, и речь не только о модульной сборке, говорит генерал-майор, заслуженный военный летчик России, кандидат технических наук Владимир Попов:
Владимир Попов генерал-майор, заслуженный военный летчик России, кандидат технических наук «У нас все, что мы у себя используем на производственных мощностях авиапрома, и ВПК в том числе, в целом это практически все отечественное. То есть и металлы, и полимеры, и конструкторские решения мы свои делаем. У нас и КБ есть, и технологи есть, и технологические линии все, производства, допустим, напряженных деталей, стали, титановых сплавов, легированной стали, и легких материалов — алюминия, дюраля, — и композитов теперь уже, стекловолокна — это все наше отечественное практически. Конечно, у нас и стоимость рабочей силы поменьше, чем на всем коллективном Западе».
Об объемах производства нового истребителя сведений пока нет. Известно, что Минобороны заключило контракт на поставки 76 тяжелых Су-57, однако уже в распоряжении ВКС хорошо если десять штук. То есть сформирована одна эскадрилья. Ее, по словам экспертов, испытывали в Сирии, и, скорее всего, применяли в ходе СВО. Хотя открытых данных, конечно, нет. Основной ударной силой остаются Су-34 и Су-35. К слову, обращает на себя внимание слово «малозаметный» в характеристиках нового истребителя, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев:
Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «У всех самолетов пятого поколения сниженная радиолокационная заметность является одним из ключевых свойств. Ложка дегтя — у нас сейчас только один самолет пятого поколения, это Су-57. Он действительно обладает сниженной радиолокационной заметностью: это и материалы, это и форма. Минобороны не афиширует использование Су-57, просто чтобы не давать информацию противовоздушным силам Украины и чтобы они не устраивали какие-то засады. Мы опасаемся, вероятно, что понесем некие репутационные проблемы, потери, если наши самолеты пятого поколения будут сбиваться. А ВСУ уже получили самолеты четвертого поколения, то есть предыдущего. F-16 — это недорогой самолет».
Для нужд российских ВКС понадобится около сотни новых Су-75. Остальное пойдет на внешние рынки — традиционными покупателями считаются Иран, Арабские Эмираты, Индия и Китай. Оптимистичный прогноз по новому истребителю: от начала производства до поступления в вооруженные силы — от трех до пяти лет.