Минпромторг предложил маркировать учебную литературу
Лента новостей
Пока в качестве эксперимента и только на год. Сейчас учебники издает преимущественно издательство «Просвещение» — там пока на идею не отреагировали. Зачем нужна такая маркировка?
Минпромторг предложил начать эксперимент по маркировке учебной литературы. Его намерены запустить 1 сентября 2024 года и проводить до 31 августа 2025-го. Соответствующий проект опубликован на портале правовых актов. Документ подготовлен Минпромторгом в рамках проработки предложений отрасли — Российского книжного союза. Зачем нужна такая маркировка и будет ли она работать? Комментирует директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов:
Борис Кузнецов директор издательства «Росмэн» «В нашей компании книгоиздание, связанное с учебниками, отделено от коммерческого рынка и существует в своей нише. Могу предположить, что эта инициатива связана с контрафактами на российском книжном рынке. Это касается всех тиражных изданий как художественной литературы, так и учебников. Думаю, что это охранительные меры, которые призваны сохранять и охранять учебное книгоиздание в Российской Федерации. Контрафакт лучше всего изготавливать и продавать на самых тиражных изданиях, учебники — самые тиражные издания в Российской Федерации. Остальные издания близко не стоят с тиражами учебников и учебных изданий в России. Я знаю, что в недрах Минцифры обсуждаются различные охранительные меры, которые призваны защитить российский книжный рынок от контрафакта, который идет из стран ближнего зарубежья. За последние год-полтора серьезно увеличилась волна контрафакта».
Изданием учебников занимается преимущественно издательство «Просвещение». Это одно из крупнейших в России издательств учебно-методической литературы, созданное еще в 30-е годы прошлого века. До 1991 года «Просвещение» было единственным в стране издательством, выпускавшим школьные учебники. Председателем совета директоров «Просвещения» до середины 2017 года был предприниматель Аркадий Ротенберг. Получить комментарии от представителя издательства Business FM не удалось.
Совладелец книжного магазина «Подписные издания» Михаил Иванов не видит необходимости в маркировке учебников. Он считает, что это никак не защитит ни учителей, ни учеников и, скорее всего, приведет только к удорожанию учебников:
Михаил Иванов совладелец книжного магазина «Подписные издания» «Есть куда более важные проблемы в отрасли не только учебной литературы, но и в целом книжного рынка — растущие цены. Я бы хотел, чтобы профильное министерство все-таки обратило внимание на тот момент, что за последние три года книги подорожали на 40%. Этим стоит заниматься, и как минимум стоит принять нулевую ставку НДС в России для книгоиздателей и книгораспространителей с оборотом до 2 млрд рублей, как это сделано, например, в ресторанном бизнесе. Ворох проблем накопился на издательском и книгораспространительном рынках, мне кажется, что это поважнее, чем маркировка чего-либо. Я думаю, что руководствовались благими целями и идеями, но не знаю, как это будет реализовано, и потом, кто будет все это проверять, регулировать? Я думаю, что из миллиона потребителей 1% зайдут и удостоверятся в том, что перед ними не контрафактная продукция. Контрафактную продукцию установить просто, если она появляется на маркетплейсах, службы безопасности издательств очень быстро ее отслеживают и в связке со службами безопасности маркетплейсов банят этих продавцов. В последнее время большинство книг находятся в пленочной упаковке и маркируются «18+». Все затраты на такого рода манипуляции с книгами перекладываются на производителей и на распространителей. Наверное, в копилке роста цен на 40% это 1-2% от всего, но по чуть-чуть книги становятся все менее доступными, учебники становятся все менее доступными».
Месяц назад Forbes писал: издательство «Просвещение» — главный поставщик учебной литературы в российские школы по итогам прошлого года — получило рекордную для себя чистую прибыль в 16,5 млрд рублей. Чистая маржа АО «Издательство «Просвещение» составила 56%. Это выше рентабельности «Газпрома» или ГМК «Норильский никель» в самые удачные годы. У других издательств она в разы меньше.