Яблочные хозяйства просят Минпромторг встречать плоды не по внешнему виду
Лента новостей
Критерии попадания яблок на прилавок предлагают скорректировать временно — на фоне снижения урожая в этом году из-за погодных условий. Иначе есть риск, что яблоки подорожают
Садоводческие предприятия на фоне снижения урожая плодовых культур попросили Минпромторг временно изменить критерии оценки качества яблок для поставок в торговые сети во избежание роста цен на эту продукцию.
С яблоками в этом году большие проблемы, говорят садоводы.
И вроде бы на фоне того, что яблок в принципе стало меньше, такой недостаток, как немного изменившийся окрас, — это мелочи. Наличие небольшого розового бока никак не отвращает от покупки яблока. Но в крупных торговых сетях так не считают.
Все яблоки делятся на три категории. Первую в основном покупают сети. Чем выше категория, тем набор допустимых дефектов меньше. Если есть незначительный брак, тогда из первой категории яблоко попадает во вторую. Если чуть больший — в третью. Если внешних дефектов много, яблоки отправляют на соки или пюре.
Процесс калибровки трудоемкий. Существует оборудование, которое позволяет сортировать яблоки по категориям. Но это большие инвестиции, которые есть далеко не у всех, говорит Дмитрий Бобков, гендиректор «Алма Продакшн», яблочного хозяйства в Краснодарском крае:
Дмитрий Бобков гендиректор яблочного хозяйства «Алма Продакшн» «Представляете, какой-то из таких садоводов вручную сортировал эти яблоки, заключил договор с сетью, которая находится за две тысячи километров. Он привез туда это яблоко, и ему говорят, что у тебя процент розового бока на «гренни», допустим, больше 10%, а у нас допуск в 10%, а у тебя 12%. Мы у тебя не принимаем. А он заплатил уже за машину условные 300 тысяч рублей. Чтобы эти палеты вернуть обратно, ему нужно заплатить еще примерно столько же. В целом их, конечно, можно вернуть на овощебазу, но вы представляете, какая цена этого яблока будет, если оно вернется? Или его приходится сдавать за бесценок в других регионах рядышком, у кого есть возможность. В сети обычно идут первый, с небольшим допуском второй сорта, а оптовики или уже розничные клиенты с удовольствием берут и второй сорт «гренни» с розовым боком — оно относится ко второму сорту, но при этом оно такое же хрусткое, вкусное».
По словам садовода, на каждый вид яблока есть свой покупатель. Но обратиться решили к федеральным сетям, потому что они диктуют правила на рынке. У сетей есть желание закупить дешевле, а у садоводов — продать дороже, если есть такая возможность. Оперативно получить комментарии от ретейлеров Business FM не удалось. Руслан Сулейманов, руководитель компании «Фруктовиков», которая тоже занимается приемкой яблок, считает, что идти на уступки садоводам не стоит:
— Вообще на фоне всех урожайных ситуаций в целом ценообразование на яблоки какое? Выросли ли цены, остались на том же уровне, что были прошлой осенью?
— По сравнению с прошлой осенью они выросли. Сейчас они держатся, пока не растут цены. Цена стабильная. По сравнению с прошлым годом, конечно, она выше намного. Были большие запасы у поставщиков, эта информация не раскрывается, но пока провалов по ним нет, то есть, может быть, ближе к весне мы столкнемся с дефицитом.
Как говорил в октябре «Интерфаксу» гендиректор союза «Садоводы Кубани» Николай Щербаков, урожай яблок в Краснодарском крае в этом сезоне снизится на 20% по сравнению с прошлым годом.