В театре «Практика» задались вопросом: какие художники правильные, а какие — нет?
Лента новостей
В театре «Практика» премьера — «Кровоизлияние в МОСХ». Спектакль о том, как Никита Хрущев разогнал авангардистов в Манеже. Как этот ироничный и одновременно трагичный спектакль пересекается с сегодняшним днем?
Пьесу про художников-авангардистов как будто специально писали для «Практики». В ее камерный зал отлично вписалась мастерская художника со скульптурами, картинами, мольбертами. На сцену выходит Хрущев, зачитывает последнюю главу своих воспоминаний. Главный вопрос, которым он задается: как избежать вкусовщины?
А дальше — елка, танцы, подарки, новогодняя ночь с 1962 на 1963 годы, через месяц после посещения Никитой Хрущевым выставки Московского союза художников. Там он разгромил авангардистов. По телевизору идет «Голубой огонек». Доярки, летчики, ученые отчитываются об успехах и рассказывают о встречах с Никитой Сергеевичем. Все это перемежается с воспоминаниями художников. Они отнюдь не такие восторженные.
Драматург Алексей Житковский написал эту пьесу в 2021-м, что-то дорабатывал в 2022-м. Текст полностью документальный. Драматург взял воспоминания очевидцев из газет того времени, изучил протоколы посещения Хрущевым той самой выставки. Волю фантазии дал только в финальной сцене, в которой внезапно появляется Мэрилин Монро. Продолжает Алексей Житковский:
Алексей Житковский драматург «Я здесь участвую в качестве человека, который все это монтирует в единое высказывание. Мне хотелось, чтобы это был документальный текст, но еще и художественное высказывание. Я люблю монтаж, много занимаюсь документальным театром, поэтому вымысла нет, но сопоставление документов в каком-то смысле авторское. Мне показалось, что спектакль получился. Это трудно сделать, это не драматический театр, где есть четко выделенные характеры, арки героев. В этом плане режиссеру и актерам с таким материалом труднее работать, но, мне кажется, у них замечательно получилось. Такой оттепельный спектакль по интонации, он негромкий, пастельные тона в интонациях, очень скромный, красивый спектакль».
«Я не понимал, в чем моя вина перед государством», — задается вопросом один из художников, Владимир Янкилевский. Он был самым молодым из выставленных в Манеже. «Мы вас не понимаем, это все аморальное искусство, которое не светит и не вдохновляет людей, ничего не дает обществу», — кричит Никита Хрущев в адрес авангардистов, параллельно задаваясь «большими вопросами к Министерству культуры». Невольно проводишь параллели с современностью, когда деятели культуры тоже под прицельным вниманием. Причем со всех сторон. Актуальность пьесы зацепила поставившего ее режиссера Юрия Печенежского. Он неоднократный лауреат «Золотой маски», но в столице практически не работает:
Юрий Печенежский режиссер «Сейчас у нас такая атмосфера в обществе, в которой возможны такие ситуации. Я не буду называть имена, не буду углубляться в политику, где-то это у нас может уже и происходить. Это на злобу дня. Так, этот спектакль для меня не только об отношении власти и художника, он еще и о том, что значит судить искусство. Это главный для меня вопрос. Это спектакль о том, кто вообще может судить искусство. Какими категориями судить искусство, что такое искусство для судей? Это извечный вопрос. Были моменты, наверное, в нашей стране, когда художнику было работать легко и более-менее свободно, но все равно судьи появляются всегда».
Хотя это достаточно трагичная история (ведь судьбы многих авангардистов в итоге были исковерканы), в этом спектакле много света и юмора. Он начинается иронично и не имеет гнетущего тяжелого финала. Уже точно известно, что «Кровоизлияние в МОСХ» сыграют в «Практике» под Новый год, 30 декабря.