Еще один российский ученый, работавший с гиперзвуком, осужден по уголовному делу о госизмене
Лента новостей
Процесс в отношении ученого прошел в закрытом режиме, поскольку материалы уголовного дела засекречены. Предположительно, дело связано с работой по проекту Hexafly-Int
Физик Анатолий Губанов, работавший начальником отдела в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), получил 12 лет колонии строгого режима по статье 275 УК РФ. Прокурор просила назначить Губанову 13 лет колонии. Судебный процесс над ним шел в закрытом режиме.
В июне по той же статье о госизмене к такому же сроку был приговорен подчиненный Губанова — 71-летний Валерий Голубкин. Его признали виновным в передаче материалов с гостайной Нидерландам по указанию начальника.
По версии следствия, арестованный в 2020 году Губанов передал одному из европейских государств секретные сведения о гиперзвуковом летательном аппарате, в разработке которого он участвовал в рамках международной группы.
По данным «Интерфакса», речь идет о проекте высокоскоростного гражданского самолета Hexafly-Int на водородном топливе, в котором, помимо РФ, принимали участие Нидерланды, Германия, Италия, Бельгия и Великобритания. Вслед за Губановым был арестован профессор МФТИ Валерий Голубкин — доктор технических наук, автор более 120 научных работ по аэродинамике.
Губанов стал пятым российским ученым, занимавшимся «гиперзвуком» и ставшим фигурантом уголовного дела о госизмене. Весной по той же статье был помещен под домашний арест Валерий Звегинцев — доктор технических наук и главный научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики (ИТПМ).
Непосредственного руководителя Звегинцева, директора ИТПМ Александра Шиплюка поместили в СИЗО «Лефортово» — через несколько дней после ареста главного научного сотрудника Анатолия Маслова. Обоим были предъявлены обвинения по той же статье 275 УК РФ «госизмена». По данным Academ.info, Маслова заподозрили в передаче Китаю данных, связанных с гиперзвуковыми технологиями.
По словам адвоката Анатолия Губанова Ольги Динзе, ее подзащитный полностью признал вину. И пока защита не понимает, было ли это учтено в приговоре:
— Сегодня суд огласил только вводную и резолютивную части приговора, описательно-мотивировочную часть мы не видели, с ней не ознакомлены, поэтому в данной части смогу дать комментарий исключительно после получения приговора. К сожалению, неизвестно, когда это будет, но надеюсь, что они уложатся хотя бы в десять дней, чтобы мы успели использовать эти пять суток, чтобы подать апелляционную жалобу, поскольку Анатолий Александрович желает обжаловать приговор суда — он не согласен в части назначенного наказания.
— Есть еще какие-то детали по делу?
— Не хотелось бы давать каких-то комментариев до получения приговора, нам хотелось бы ознакомиться с текстом приговора, поскольку сторона защиты просила признать смягчающими вину обстоятельствами его полное раскаяние, активное способствование раскрытию и расследованию преступления. Опять же, в какой степени суд учел данное обстоятельство, в настоящее время неизвестно, это будет известно только из текста приговора. Также будет известно, почему не представилось возможным назначить наказание низшего предела.
Подчиненный Губанова Валерий Голубкин также был приговорен к 12 годам строгого режима. При этом он вину отрицает категорически.