В МХТ имени Чехова представили новый спектакль-сборник к юбилею театра
Лента новостей
Постановка «9 ряд. 10, 11 место» — сборник историй любви к театру и друг к другу в этом театре. В этом году МХТ имени Чехова исполняется 125 лет
На премьеру «9 ряд. 10, 11 место» попасть было непросто. Дело не столько в первом снеге и пробках (хотя и в них тоже), сколько в ажиотажном спросе. В зале были Михаил Швыдкой, Владимир Урин, Владимир Спиваков, огромное количество худруков театров, артистов. Вместо капустников и бравурных речей, как это часто бывает на юбилеях, показали трогательную историю, точнее, набор историй про зрителей и работников МХТ. Документального там совсем немного. Только сцены со Станиславским и Немировичем-Данченко, и те с долей вымысла. Пьесу молодого драматурга Юлии Поспеловой поставил режиссер Денис Азаров.
Какие-то зарисовки получились удачными, какие-то не так цепляют, не очень монтируются между собой. Худрук МХТ Константин Хабенский тут появляется в роли работника монтировочной части — маленького человека с не самой простой судьбой. Вот что он говорит о спектакле:
Константин Хабенский худрук МХТ, актер, режиссер «Это и для, и про зрителей, это и для, и про тех людей, которые служили или продолжают служить в художественном театре, это история для и про людей. Потому что что работник сцены, что билетерши, которые встречают зрителя, что зрители, которые приходят в театр, — это все люди, и мы постарались в этой истории рассказать о них, об их судьбах, об их переживаниях. Внутри театра общее ощущение, что это к месту и очень вовремя, как-то заходит зрителю. Это про нас, скажу вам так».
Пожалуй, самая трогательная линия у героев Натальи Теняковой и Станислава Любшина. Они много лет вместе приходят в МХТ, садятся на те же кресла — как раз «9 ряд, 10, 11 место». Герои влюблены друг в друга, но до последнего наверняка не знают, что их чувства взаимны. Хотя он считает гудки в трубке, когда ей звонит, и ценой месячного оклада добывает нужные билеты. А она с молодости хранит записку «Будь моей женой», которую нашла в кармане пиджака. Когда выходят Тенякова и Любшин, зрителю уже в принципе все равно, что будет дальше, — говорит актер и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Он появляется в этом спектакле в нескольких эпизодах с Евгенией Добровольской:
Игорь Золотовицкий актер и ректор Школы-студии МХАТ «Я покупаю билеты, а мне не дают. Не хочет дать, говорит: «Я вижу, что вам это не нужно». Я говорю: «Мне нужно!» Поди докажи, что мне нужно! На самом деле это такая метафора, но, действительно, это воспитанный веком и еще четвертью века зритель, видно сразу, что ему нужно: ему нужно именно сюда попасть, и это было во все времена. И молодые ребята, которые играют 1941 год, 1938 год. А во время революции, когда тут стреляли, выходил Немирович и говорил: «Господа зрители, вы готовы смотреть спектакль? На улице стреляют». И зрители говорили: «Мы готовы!» Видите, у меня сейчас мурашки идут. Во все времена МХАТ что-то говорил такое, что уходила тревога и какое-то душевное равновесие приходило. Я надеюсь, что и сейчас это так же точно, я не надеюсь, я уверен. А как я могу по-другому сейчас говорить? Конечно, если еще из труппы 30 человек — мои ученики! Это вообще мое счастье».
Для юбилея такая трехчасовая постановка — то, что надо, посмотрим, как спектакль приживется в репертуаре МХТ на постоянной основе.