Китай решил ограничить экспорт графита
Лента новостей
С 1 декабря 2023 года на его экспорт потребуется лицензия. Графит, в частности, используется при производстве аккумуляторов для электромобилей
Обновлено 24 октября в 02:50
Для экспорта графита и его производных из Китая с декабря этого года компании будут обязаны получать специальную лицензию. Об этом сообщает Министерство торговли КНР.
В ведомстве пояснили, что решение принято исходя из национальных интересов. Эксперты связывают ограничение на экспорт графита из Китая с ответом на американские санкции. Ранее США ввели ограничения против 42 компаний из КНР
Китай — крупнейший мировой производитель графита. В числе главных покупателей — США, Южная Корея, Япония и Польша. О последствиях решения китайских властей рассуждает промышленный эксперт Леонид Хазанов:
Леонид Хазанов промышленный эксперт, доктор экономических наук «Китайцы хотят таким образом ужесточить регулирование экспорта графита из своей страны, а с другой стороны, поднять на него мировые цены и тем самым повлиять на власти США. На Россию решение властей Китая особо не повлияет, потому что в России производится порядка 15-18 тысяч тонн в год, этих объемов хватает для удовлетворения потребностей российской промышленности. Правда, определенные объемы — порядка 2–3 тысяч тонн в год — в Россию все-таки завозятся, но сказать, что у нас будет катастрофа из-за введения специального порядка регулирования экспорта графита из Китая, нельзя. Основное влияние выразится в ценах на графит и появлении его дефицита на глобальном рынке. Ценообразование графита непрозрачное, взлетит на 15–20% точно».
В июле Китай ограничил экспорт редкоземельных металлов галлия и германия. Они также используются при производстве электроники и, в частности, микрочипов.
Графит же, помимо изготовления простых карандашей, используется также для производства электродов, огнеупорных материалов и различных автомобильных смазок. А еще графит необходим для выпуска литий-ионных аккумуляторов электромобилей. Ограничение его экспорта может быть связано и с этим, считает управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Я думаю, что Китай пытается ответить Европейскому союзу за электромобили. Потому что Китай пытается занять мировой рынок электромобилей, Европа не собирается ничего им отдавать. Мне совершенно очевидно, что европейский рынок для Китая не может теперь быть главным, потому что они не считают Китай своим доброжелательным партнером. Недавно глава Министерства финансов США Джаннет Йеллен говорила о том, что они будут развивать отношения с друзьями. Они используют слово «друзья», Китай, естественно, к ним уже не относится. И по этой причине Китай не может получить возможность продавать свои суперэлектрогаджеты, электромобили на европейском рынке в неограниченных масштабах. Это ответ Китая: мол, хотите электромобили — мы можем вам их поставить, если же вы не хотите платить за электромобили, у вас не будет графита, из которого делаются батареи, а они важны. Естественно, цены на графит будут подниматься из-за этого. Но сейчас рынок автопрома в принципе не очень в хорошем состоянии. Конечно же, доминирующее положение Китая оказывает колоссальное влияние на этот рынок. В США в этом году должны запуститься два завода, производящие графит. Они должны удовлетворить как минимум 60% спроса, который сейчас есть в Штатах. Но я так понимаю, что эти заводы будут строиться повсеместно».
В сентябре стало известно, что Еврокомиссия занимается расследованием в отношении китайских производителей электрокаров. Внимание к отрасли усилилось, так как машины из Китая составляют все более серьезную конкуренцию европейским авто. Благодаря государственным субсидиям электрокары из Китая дешевле. В Евросоюзе считают, что цена на них искусственно занижается, чтобы наполнять рынок недорогим товаром. Уже тогда Торгово-промышленная палата Китая выразила «сильную обеспокоенность» из-за этих заявлений.