Апелляция не отменила приговор основателю Group-IB Илье Сачкову. Его семья и адвокаты не удивлены
Лента новостей
Защита настаивала на вынесении оправдательного приговора по делу о госизмене или о смягчении срока в 14 лет. Однако суд просьбу отклонил. Адвокаты назвали исход ожидаемым
Первый апелляционный суд общей юрисдикции отклонил жалобу защиты на приговор основателю одной из ведущих международных компаний в области кибербезопасности Group-IB (ныне F.A.С.С.T.) Илье Сачкову.
Ранее Мосгорсуд признал его виновным в госизмене (статья 275 УК РФ) в пользу США и назначил 14 лет в колонии строгого режима. С сегодняшнего дня приговор считается вступившим в силу. И хотя формально у защиты остается возможность оспорить приговор в кассационном порядке в Верховном суде России, защита полагает, что возможность выхода бизнесмена на свободу будет зависеть не от судей, а от политической воли руководства страны. В этой связи адвокаты не исключают использование механизма помилования.
Поддержать 37-летнего фигуранта в суд второй инстанции приехали его близкие родственники — мама Людмила Сачкова, братья — старший Дмитрий и младший Антон, — а также еще около трех десятков друзей и коллег. Поскольку дело имеет гриф «совершенно секретно», всем им пришлось три с половиной часа ждать развязки в коридоре на втором этаже здания, где у входа в зал включили «глушилку».
В суде второй инстанции адвокаты Сачкова Владимир Слащев и Руслан Коблев просили отменить приговор Мосгорсуда от 26 июля и оправдать бизнесмена. Если же суд на это не пойдет, то хотя бы смягчить приговор. В свою очередь, прокурор Милана Динаева, которая ранее требовала 18 лет заключения для бизнесмена, просила не ужесточить наказание, а оставить приговор в силе.
Для того чтобы принять решение, судьям потребовалось около 40 минут. Пока ждали итога, Илья Сачков использовал это время, чтобы пообщаться с родственниками. По словам его старшего брата Дмитрия, брат, как всегда, старался сохранять оптимизм. К решению суда он был готов.
Дмитрий Сачков старший брат Ильи Сачкова «Он говорил, что находится в отличном настроении, что собирается много работать, как и работал в последние полгода. Я был у него на прошлой неделе. Мне очень нравится его душевное и интеллектуальное состояние. Его сейчас исключительно волнуют какие-то технологические и инновационные проекты. Он сейчас трудится над инновационным проектом. У него своя реальность, она, наверное, вызывает уважение. Он молодец».
Несмотря на убежденность в невиновности подсудимого, его адвокат Руслан Коблев признался Business FM, что защита в апелляции не рассчитывала на отмену приговора вышестоящим судом. Согласно судебной практике, российские суды не оправдывают обвиняемых в госизмене. Ранее срок в 14 лет, близкий к минимальному наказанию (статья «госизмена» предполагает от 12 до 20 лет заключения либо пожизненное лишение свободы) сам Илья Сачков называл «победой».
Почему в апелляции защита также просила и о смягчении наказания, рассказал Business FM его адвокат Руслан Коблев.
Руслан Коблев адвокат Ильи Сачкова «На данном этапе мы больше рассчитывали на снижение срока. Надо понимать, что общественная опасность [минимальна], даже если бы содеянное Сачковым было доказано, оно произошло много лет назад. И самое главное, у меня лично нет знакомых, которые трижды встречались с Путиным. А он трижды лично встречался с Путиным, и его всегда представляла администрация президента и правительство РФ как российского Илона Маска — лицо, которое принесло для России максимальную пользу. Его компания до сих пор работает и не просто приносит пользу государству, но защищает его в киберпространстве и очень эффективно защищает. В основном [используются] алгоритмы, созданные с участием самого Сачкова. Он, даже находясь под стражей, занимается научной деятельностью. Поэтому мы надеемся, что рано или поздно возобладает здравый смысл, все эти факты будут учтены, и Сачков окажется на свободе».
В материалах уголовного дела речь шла о передаче в 2011 году Сачковым секретных сведений представителям разведки США. При этом, по данным газеты «Коммерсантъ», ему вменялось однократное сотрудничество с ФБР. Свидетельские показания в суде дал осужденный в 2019 году по той же статье руководитель Второго отдела управления Центра информационной безопасности ФСБ (ЦИБ) Сергей Михайлов. При этом сам Сачков ранее выступал свидетелем обвинения по делу силовика. Он утверждал, что экс-сотрудник ЦИБ оговорил его из мести, так как именно он в свое время выяснил, что полковник ФСБ сотрудничает со спецслужбами США. Михайлов был осужден на 22 года заключения.
По мнению защиты, в ходе разбирательства защита «опровергла каждое доказательство, которое в суде назвала прокурор». «И парадокс в том, что все доказательства, опровергающие обвинение, были собраны самими следствием. Они находятся в материалах дела», — заявил Business FM Руслан Коблев.
Его подзащитный, обращаясь к судьям апелляционной инстанции с последним словом, сказал, что «будет добиваться справедливости по этому делу и продолжать бороться». Однако вышестоящий суд встал на стороны обвинения. Родственники фигуранта признались, что ни для них, ни для Ильи Сачкова, решение суда не стало неожиданностью. «Просто была надежда, что полгода или год свободы подарят», — признался Business FM Дмитрий Сачков.
Покидая суд, защитники Сачкова высказали мнение, что решение о возможном выходе бизнесмена на свободу будут принимать теперь не суды, хотя защита, безусловно, обжалует приговор в кассации. Все зависит от политической воли руководства страны и того, насколько нужен стране Сачков в условиях СВО и санкций Запада. Наиболее действенный способ для этого — помилование главой государства, полагают адвокаты.
«С учетом практики и современной политики я исхожу из того, что наиболее действенным способом для моего доверителя оказаться на свободе является помилование. Если для этого понадобиться согласие Сачкова с предъявленным обвинением, то, конечно, я буду первым, кто будет его в этом убеждать», — заявил Руслан Коблев.
Сам Илья Сачков с момента своего задержания в сентябре 2021 года вину отрицал. Свое дело он называл «новым делом Дрейфуса», сравнивая себя с капитаном французской армии, который в конце XIX века во Франции был вначале приговорен к пожизненному сроку за шпионаж в пользу Германии, но впоследствии полностью оправдан.