Тихо уйти не получилось: суд запретил продажу «недружественных» активов в обход правкомиссии
Лента новостей
О чем говорит этот прецедент? И многие ли иностранцы продают свои активы, не уведомляя правкомиссию?
Суд впервые признал недействительной сделку в обход правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Она должна одобрять почти все сделки с компаниями из стран, которые российские власти считают недружественными. На случай из картотеки арбитражных дел обратили внимание «Ведомости». Речь идет об ООО «Бауэр технология», «дочке» немецкой строительной компании Bauer Spezialtiefbau.
Российское юрлицо в августе 2022 года продало землю и недвижимость ИП Руслану Прудникову. Из судебных материалов следует, что «Бауэр технология» не обращалась за получением разрешения правкомиссии. Это сделал покупатель ее имущества Прудников уже после совершения сделки. Но в Минфине отказались считать ИП надлежащим заявителем.
В декабре 2022 года самой «Бауэр технологии» на неправомерность сделки указали в Росреестре. После этого компания подала иск к Прудникову в Арбитражный суд Московской области. Суд первой инстанции не удовлетворил требования «Бауэр технологии», но апелляционный суд признал сделку недействительной из-за отсутствия разрешения правительственной комиссии.
Старший партнер компании Verba Legal Татьяна Невеева не советует клиентам искать способы обхода правкомиссии, но они есть:
Татьяна Невеева старший партнер компании Verba Legal «На двух конференциях, которые были весной, я слышала от коллег, что они и сами рекомендуют способы обхода контрмер. В частности, путем совершения сделок в офшоре или в том же Казахстане. Обходы все еще, вероятно, совершаются. Со своей стороны мы обращаем внимание клиентов: мы не знаем, какие будут последствия. Законодательство развивается. Возможно, будет внесена ответственность в законодательство».
Прудников должен вернуть «Бауэр технологии» имущество, а компания — полученные 130 млн рублей, пишут «Ведомости». Руслан Прудников намерен опротестовать решение в Верховном суде.
1 марта 2022 года Владимир Путин подписал указ № 81 о проведении сделок россиян с недружественными странами через правкомиссию. Расчеты происходят через счет типа «С», поступающие туда деньги блокируются. И потом уже государство решает, кому сколько выплачивать. Продажа обычно идет с дисконтом.
Были разные предположения, сколько иностранных юрлиц хотят продать свои активы и уйти из России: от нескольких сотен до нескольких тысяч. В начале года СМИ писали, что правкомиссия собирается раз в три месяца и рассматривает только семь заявок. Пробка образовалась большая. Например, немецкая Wintershall Dea в апреле заявляла о готовности уйти с пустыми руками. Кому-то, как Shell, выплачивают стоимость активов. Или хотя бы часть стоимости.
Описанный случай с «Бауэр технологией», естественно, не сравним по масштабам с Wintershall и Shell. Но появляется вопрос: а многие ли иностранцы продают свои активы, не уведомляя правкомиссию? Ведь плавно, без больших потерь уходить удается далеко не всем. Комментирует руководитель практики «Правовое сопровождение Внешнеэкономическая деятельность» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова:
— В моей практике обходов правкомиссии не было. Сделки совершаются с согласия правкомиссии, одобряются правкомиссией. Есть случаи отказа в одобрении сделок, их в последнее время стало наблюдаться достаточно. Все эти сделки в той или иной форме проходят регистрацию: если это ООО, вносятся изменения в реестр юридических лиц, а если это продажа акций, соответствующие изменения производятся по правилам закона «Об акционерных обществах».
— Много ли шансов проскользнуть, чтобы не обратили внимания?
— Риск, безусловно, колоссальный, но мы не можем исключить человеческий фактор.
Пока же за попытку игнорировать правкомиссию участникам отмененной судом сделки особенно ничего не грозит. В марте Минфин предложил ввести штрафы за операции в обход антисанкционного законодательства: от 20% до 40% от суммы сделки или до 1 млн рублей, если она была без выплат. Пока законопроект даже не внесен Госдуму.