«Афера века» на 6,7 млрд рублей. Почему Битмаму не перевели под домашний арест?
Лента новостей
Защите не удалось добиться смягчения меры пресечения обвиняемой в мошенничестве на 6,7 млрд рублей Валерии Федякиной, известной как Битмама. На заседании Мосгорсуда ее адвокаты ходатайствовали о переводе беременной фигурантки под домашний арест в съемной квартире
Обновлено в 21:30
Мосгорсуд отказался перевести под домашний арест 27-летнюю уроженку Симферополя Валерию Федякину. Федякина, известная в финансовых кругах как Битмама, обвиняется в хищении астрономической суммы в размере 6,7 млрд рублей. По данным следствия, средства были получены ею для участия в схеме так называемой перестановки — безналичного обмена денег за границей — от инвестора Гагика Гулакяна. Последнего в связи с поступающими угрозами пришлось брать под госзащиту.
Дело Валерии Федякиной с самого начала выбивалось из общей колеи. Несмотря на то что информация о ее аресте просочилась в СМИ, данные об избрании фигурантке Замоскворецким судом столицы 16 сентября меры пресечения в виде заключения под стражу так и не появились на официальном портале судов общей юрисдикции Москвы. В атмосфере странной анонимности прошло и слушание в апелляции — на сайте Мосгорсуда также не было данных о жалобе Федякиной, хотя в пресс-службе Мосгорсуда Business FM подтвердили информацию о состоявшемся процессе.
«Постановление Замоскворецкого суда Москвы от 16 сентября оставлено без изменения, апелляционная жалоба защиты — без удовлетворения», — сообщил радиостанции представитель пресс-службы.
«Недоразумение» на 6,7 млрд рублей
Как рассказал Business FM представлявший интересы фигурантки адвокат Андрей Золотухин, защита настаивала на отмене решения районной инстанции. Адвокаты предложили перевести находящуюся на седьмом месяце беременности обвиняемую под домашний арест в столице. Для этих целей родственники Федякиной сняли квартиру в Москве и получили согласие собственника.
Выступила и сама арестованная, заявив о невиновности. «Она не признает себя виновной и считает, что это какое-то недоразумение, что ее оговорили. Тем не менее, несмотря на то, что она не согласна с обвинением, которое ей инкриминируется, она готова доказывать свою невиновность и готова содержаться под домашним арестом, поскольку фактически в тюрьме сидит сейчас не только она одна, но и ее будущий ребенок, который в декабре должен будет родиться», — сказал Золотухин.
Однако суд в смягчении меры пресечения оказал, согласившись с доводами прокурора. Он выразил опасение, что, оказавшись на свободе, фигурантка скроется.
Валерия Федякина была задержана 15 сентября. Следствие выяснило, что она собралась покинуть страну и уехать в ОАЭ, где у нее имелся вид на жительство. Заявление на нее в правоохранительные органы написал инвестор Гагик Гулакян.
Он сообщил, что стал жертвой мошеннических действий Федякиной, и рассказал, что познакомился с ней в марте 2023 года в Дубае через общую знакомую. Тогда Битмама уже была на слуху.
«Она появилась на горизонте крупного российского бизнеса в начале января 2023 года и стремительно набрала популярность — тогда в ее пиар как серьезного игрока крипторынка были вкачены большие деньги», — рассказал Business FM представляющий интересы потерпевшего адвокат Иван Миронов.
«Богиня крипты»
По его словам, Федякина позиционировала себя как успешного инвестора в области нефтянки, золота и крипты. Своим потенциальным клиентам Битмама рассылала фальшивый рейтинг журнала Forbes, где среди 25 богатейших женщин России на девятом месте красовалась Валерия Федякина с состоянием в 600 млн долларов.
Особый акцент Битмама делала на предложении по «перестановке» денежных средств, которая получила широкое распространение с введением международных санкций после начала СВО, когда привычные международные расчеты фактически оказались невозможны. Суть «перестановки» заключалась в том, что бизнесмены, которым требовалось отправить деньги за рубеж на закупку, например, электроники, приносили Федякиной средства в рублях, а та организовывала получение денег в валюте за границей через два-три дня.
При этом за свои услуги Федякина не только не брала комиссию, но, наоборот, приплачивала. «Я спрашивал ее — откуда ты берешь деньги, за счет чего зарабатываешь? Она отвечала, что у нее есть инвестпроекты, которые приносят внушительный процент. То есть если деньги приходили условно день в день, то она оказывала услугу, за которую брала свой процент. Если же с задержкой от двух дней и более, то она убеждала клиентов, что пускает средства «в работу» и уже сама платит за пользование деньгами», — рассказал Business FM Гагик Гулакян.
По его словам, схема выглядела следующим образом. Федякина получала наличные в Москве, эти деньги она отдавала «нефтяникам», у которых была проблема возврата валютной выручки. «Нефтяники» заводили соответствующие суммы по безналу через брокерские компании в Дубае, а те, в свою очередь, отдавали уже кеш в дубайском офисе. Представителем одной из дубайских брокерских компаний являлся Муслим, брат одного из известных российских адвокатов. Федякина при этом утверждала, что получает от «нефтяников» по 3% за каждую сделку», — рассказал Business FM потерпевший.
Федякина, по словам потерпевшего, хвасталась ему, что имеет офисы в Дубае, Монако, Белграде и Турции, а также в российской столице — вначале в «Москве-Сити», потом на Арбате.
«Сбой в системе»
Первоначально схема работала как часы, но позже, в конце августа — начале сентября, начались проблемы с возвратом денег. «Когда мы встретились в торговом центре «Лотте Плаза», у нее случилась истерика — она то смеялась, то плакала, но заверила, что это все женские гормоны и все будет окей и работа продолжится, как прежде. А 12 сентября ко мне поступила информация, что она собирается покидать страну и лететь рожать в Дубае, где у нее имеется вид на жительство», — продолжил свой рассказа потерпевший. Он утверждает, что на сегодняшний день Битмама Федякина должна ему 6,7 млрд рублей. Причем это не его собственные, а чужие деньги, деньги предпринимателей, которые ему доверились.
После задержания Федякиной Главное следственное управление ГУ МВД РФ по Москве предъявило ей обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Эта статья предусматривает до десяти лет лишения свободы. Следствие пришло к выводу, что фигурантка вместе с неустановленными соучастниками фактически создала финансовую пирамиду, а ее доводы о том, что она вкладывала деньги под проценты в нефтяную отрасль, оказались липой.
По мнению представителя потерпевшего, Федякина явно действовала не одна, следствию еще предстоит установить ее соучастников. «Пирамида набрала обороты буквально за очень короткий период. Она очень плотно работала с криптобиржами, там по ее криптокошелькам проходили совершенно космические суммы в 100 млн долларов, это не считая наличности. Когда общий ущерб, который по разным источникам может доходить до 250 млн долларов, достиг максимума и людям перестали возвращать деньги, стало понятно, что всех кинули», — говорит Иван Миронов.
По его словам, поднятые потерпевшим договоры с нефтяными компаниями, на которые ссылалась Битмама, оказались поддельными.
«Очевидно, что здесь было задействовано масштабное преступное сообщество, в которое входили черные финансисты, психологи, пиарщики и юристы. Я давно не сталкивался с пирамидой подобного масштаба», — сказал представитель потерпевшего.
Миронов пояснил, что пока неизвестно, куда ушли похищенные деньги и кто их контролирует. «Но речь идет об афере века», — считает адвокат. Он заявил, что представители потерпевшего будут добиваться утяжеления обвинения Федякиной, которой, на их взгляд, необходимо инкриминировать не только мошенничество, но и организацию (участие) преступного сообщества (ст. 210 УК РФ).
«Наиболее безопасное место»
Нахождение своего доверителя под госзащитой Иван Миронов объяснил поступившими в его адрес угрозами от неких людей, которые «в жесткой форме» требовали, чтобы Гулакян забрал свое заявление.
По мнению адвоката, для самой обвиняемой нахождение в СИЗО сейчас является «наиболее безопасным местом». «Ведь подельники Федякиной, возможно контролирующие похищенные миллиарды, явно заинтересованы, чтобы Битмама замолчала навсегда» — такое мнение высказал Иван Миронов.
На слушании в апелляции Валерия Федякина отказалась от обжаловавшего решение о ее аресте адвоката Андрея Золотухина. При этом в ее дело вступили два новых адвоката. Связаться с ними Business FM пока не удалось.