Что могут предложить Москва и Анкара по вопросу урегулирования ближневосточного конфликта?
Лента новостей
СМИ пишут, что турецкий лидер всерьез намерен стать посредником в достижении мира между воюющими сторонами. Удастся ли это ему сделать и есть ли план у России?
Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган созвонились и обсудили обострение палестино-израильского конфликта. Стороны, как это следует из протокольных сообщений, выразили обеспокоенность и призвали прекратить насилие.
В речи Эрдогана прозвучала критика в отношении действий Израиля. По его мнению, страна ведет «себя как организация, а не как государство». При этом, критикуя ход военной операции против ХАМАС, турецкий лидер не забывает сказать, что Анкара против убийства мирных жителей и с той и с другой стороны.
Война имеет свою мораль, говорит Эрдоган. По его мнению, в Израиле и Газе этот принцип грубо нарушается. Он называет происходящее резней и массовым убийством. Позицию Анкары комментирует главный редактор «Московского комсомольца» в Турции, автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев:
Яшар Ниязбаев главный редактор «Московского комсомольца» в Турции, автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» «Несмотря на то что в самом начале Турция придерживалась нейтралитета, сейчас мы замечаем, что Эрдоган добавил немного негативного отношения в адрес Израиля. Возможно, причина в том, что он не может найти возможность убедить израильскую сторону сесть за стол переговоров. Он пытается нарастить давление. Турция выступает за перемирие и может сыграть посредническую роль. Есть давление на самого Эрдогана как на лидера исламского мира».
Не стесняется глава турецкого государства и давать прогнозы: обострение не закончится за одну или две недели, нужны усилия по завершению конфликта. И эти усилия, продолжает Эрдоган, Турция делает: разговаривает с региональными лидерами и разрабатывает посреднические планы. Турецкая пресса пишет: Эрдоган старается влиять на переговорный процесс и выдвигает себя в качестве арбитра. Если с Палестиной у Анкары давно налаженный диалог, то с Израилем отношения нормализовались только в последние годы.
Эрдоган делает выпады в сторону союзников по НАТО. У него вызывают вопросы отправка в Средиземное море американского авианосца «Джеральд Форд» и в целом планы Вашингтона по усилению группировки в регионе. «Авианосец будет участвовать в массовых убийствах, нанося удары по Газе своими катерами и самолетами?» — вопрошает Эрдоган.
Действия ВМС США критикует и российский президент. «Что они собираются, бомбардировать Ливан или что?» — спрашивает Владимир Путин. Он подчеркивает: Израиль как самостоятельное и суверенное государство создан, а Палестина — нет. Без формирования независимой Палестины, как считает президент, кризис не разрешить.
Москва, как и Анкара, готова поддерживать связь с обеими сторонами конфликта. А в ближайшее время Россию планирует посетить глава Палестины Махмуд Аббас. Какие еще козыри есть у Путина и Эрдогана? Рассказывает политолог Ильгар Велизаде:
Ильгар Велизаде политолог «Для Москвы важно сохранить диалог с палестинцами. И с ХАМАС у Москвы были контакты. Россия не признает ХАМАС террористической организацией. Диалог ведется особенно с политическим крылом ХАМАС. Я думаю, Москва сейчас будет использовать эти рычаги — диалоговые каналы с политическим руководством ХАМАС, чтобы как-то повлиять на ситуацию. Схожесть, наверное, заключается в том, что турецкое руководство ведет диалог с ХАМАС. Для Турции ХАМАС тоже не террористическая организация. Для подавляющего большинства западных стран ХАМАС — террористическая организация».
По поводу сложившейся ситуации высказался и китайский спецпосланник по Ближнему Востоку Чжай Цзюнь. По его мнению, выход из кризиса может обеспечить все то же создание независимого палестинского государства. На следующей неделе, кстати, Владимир Путин полетит в КНР, где стороны наверняка обсудят не только двустороннее сотрудничество, но и тему палестино-израильского урегулирования.