Концерн Orlen получит польскую часть газопровода Ямал — Европа с российской долей
Лента новостей
Эксперты говорят, что это политически мотивированное изъятие актива, оно создает опасный прецедент, и не исключают, что Россия ответит зеркально
Польский энергетический концерн Orlen заявил, что власти передают ему польскую часть газопровода Ямал — Европа с российской долей. Собственником этого участка является компания EuRoPol GAZ — совместное предприятие «Газпрома» и польской PGNiG. При этом оператором этого участка трубы, как и всей газотранспортной системы Польши, является польская компания Gaz-System.
В ноябре прошлого года Польша перевела акции «Газпрома» в компании EuRoPol GAZ под принудительное управление в связи с попаданием компании в польский санкционный список.
Теперь речь идет уже о прямом отъеме собственности у «Газпрома», констатирует генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Речь в данной трактовке идет о прямом отъеме собственности. Я пока до конца не понимаю, как они намерены использовать эту трубу, но не исключаю, что они не весь участок от белорусско-польской границы, а, возможно, какую-то часть попытаются включить в свою систему газоснабжения. Возможно, даже будет попытка подключить ее к СПГ-терминалам. Как бы то ни было, Польша действительно забирает собственность. Естественно, «Газпром» заявит о прямой краже. Здесь политически мотивированное изъятие актива. Причем речь идет не о том, что вводятся временные ограничения или внешнее управление с сохранением права на собственность на эту трубу, речь идет о том, что эта собственность отнимается, экспроприируется, собственник теряет на нее право исключительно по политическим мотивам. Для европейского права это печальный и опасный прецедент. И в России звучат голоса на тему того, почему мы церемонимся и не отнять ли нам какую-нибудь интересную собственность не по каким-то сложным схемам, а через правительственную комиссию, которая согласовывает сделки с выкупом. Наверняка и у нас будут громко звучать голоса на тему, мол, давайте посмотрим, какие активы подлежат такому грубому изъятию. Это плохой прецедент с печальными правовыми последствиями».
Глава Orlen Даниэль Обайтек назвал это «приобретением». Он заявил: «Приобретение EuRoPol GAZ акций «Газпрома» и контроль Orlen над cистемой транзитных газопроводов будут иметь огромное значение для интересов граждан и безопасности страны».