С бизнеса потребовали деньги за бумагу
Лента новостей
С 1 октября отправить документы за рубеж, не уплатив таможенную пошлину, больше нельзя, рассказали Business FM участники рынка. Таможня трактует кипу обычных документов как бумагу и картон и требует с нее пошлину. Речь, похоже, идет о копейках, однако новые правила сильно тормозят бизнес-процессы
В редакцию Business FM обратилась президент таможенно-логистического оператора «КВТ Сервис» Юлия Шленская. Она рассказала о жалобах коллег: их не устраивают новые правила по части гибких таможенных пошлин, введенных с 1 октября. Проблема, с которой они столкнулись, кажется забавной на первый взгляд, но на самом деле она раздражает и вызывает недоумение, указывает Юлия Шленская:
Юлия Шленская президент таможенно-логистического оператора «КВТ Сервис» «На все почтовые отправления, письма, бандероли, которые все еще уходят из России за рубеж, теперь тоже начисляется таможенная пошлина, поскольку код этих товаров попал в постановление правительства. Наши коллеги получили большую бандероль с документами, которые они отправляли в зарубежье, обратно, с ремаркой службы «Почты России» о том, что теперь эти товары надо декларировать. То есть это обязанность по подаче таможенной декларации, которая тоже не стоит рубль. Обязанность по уплате таможенной пошлины, скорее всего, будет 7% от некой стоимости этой посылки. И НДС. Когда мне позвонил коллега с этой историей, я у него спросила: «Скажи, пожалуйста, в какую стоимость оцениваете эту бандероль?» Он говорит: «В рубль». То есть мы с рубля должны посчитать пошлину 7%, НДС, который у нас пока еще 20%. С рубля. Мы должны заплатить, видимо, за услугу или научиться самим набивать эти декларации. 54 графы, на минуточку».
Еще раз: бумаги, которые отправляются за рубеж, — сметы, отчеты о выполненных работах, договоры и прочие документы — теперь облагаются пошлиной, потому что попадают в категорию «Бумага и картон». А ставка вывозной таможенной пошлины на такие товары теперь установлена в размере 7% от таможенной стоимости. Как вычислить эту таможенную стоимость, неясно. Сама по себе бумага, уже заполненная, представляет ценность как носитель информации, а не как материал, из которого она состоит. Один бизнесмен укажет в декларации, что его кипа бумаг стоит 50 рублей, другой — что 1 рубль, и будет платить копейки пошлины. Проблема не в том, чтобы заплатить эти копейки, а в том, что бумаги теперь присылают обратно. А это значит, надо опять заполнять все сопровождающие бумажки и снова их отправлять на почту. Бизнес-процессы тормозятся.
В кулуарных разговорах, рассказали радиостанции бизнесмены, на почте предлагают оформлять бумаги по другой товарной группе — указывать их как музыкальные ноты. Звучит абсурдно, и очевидно, что это недоработка законодателей, которые поспешно принимали проект. Впрочем, указывать неверную товарную группу все же не рекомендуется — велик риск административного дела, предупреждает адвокат Московской областной палаты адвокатов Алхас Абгаджава:
Алхас Абгаджава адвокат Московской областной палаты адвокатов «Документация как таковая, сколько бы ее ни было, все равно будет стоить копейки. Все это высчитывать, определять и администрировать выйдет дороже, чем то, что с этого будет получено. Да, на бумагу есть пошлина, но это не значит, что надо с ума сходить. Бумага как товарная позиция, наверное, имеет ценность, начиная от палеты. Федеральная таможенная служба по этому поводу могла бы издать какой-нибудь приказ, разъясняющий правила таможенного оформления в таких случаях. Я бы не рекомендовал предпринимателям обходить это, потому что таможенные органы у нас действуют очень формалистски. Если будет формальное нарушение, надо понимать, рано или поздно будет не только взыскана эта копеечная пошлина, но может быть заведено административное дело».
За разъяснениями Business FM обратилась в Федеральную таможенную службу. Там лишь подтвердили, что с 1 октября пошлины взимаются в том числе с пересылаемых документов и ставка установлена в размере 7% от таможенной стоимости. И посоветовали обращаться в Минэкономразвития, потому что это в их компетенции. Радиостанция обратилась в Минэк, и у ведомства описанная проблема вызвала удивление. В министерстве отметили, что пересылка документов относится к неторговому обороту и это, по их словам, очевидно. Там пообещали разобраться в вопросе.