Frank Media: основные активы «Яндекса» будут проданы в три раза дешевле их стоимости
Лента новостей
Раздел активов нидерландской головной компании и российской «дочки» идет уже несколько месяцев. Сумма, которую российская часть должна выплатить нидерландской, постоянно уменьшалась. Резкое снижение с 250 миллионов до 70-80 миллионов, по мнению издания, произошло из-за антивоенного поста сооснователя компании Воложа, когда сделка уже находилась на согласовании
СМИ сообщили об «оформлении» раздела «Яндекса». По данным Frank Media, правительство «передоговорилось» с материнской компанией на втрое меньшую сумму за ее основные активы и сделка находится «на стадии оформления». Как пройдет прощание голландской матери с российской «дочкой»?
Переговоры о судьбе нидерландской Yandex N.V. и ее российских активов продолжаются с конца прошлого года. Весной СМИ писали, что акционеры и правительство пришли к предварительному согласию: в рамках сделки российский «Яндекс» должен был выплатить материнской компании 300-400 миллионов долларов. Как утверждает Frank Media, летом правительственная комиссия согласовала сумму в 250 миллионов, однако в августе сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож опубликовал пост с резкой критикой действий Москвы в рамках конфликта, напоминает Frank Media. После этого, говорят собеседники издания, Минцифры поставило согласование сделки и платеж на паузу, а теперь ведомству «удалось передоговориться» с «Яндексом» на новые условия и с меньшей суммой. По версии портала, сейчас сделка находится «в стадии оформления» с выплатами в размере 70-80 миллионов долларов. Как оценить эти числа? Рассуждает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк:
Евгений Миронюк эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» «Конечно, это крайне низкая компенсация за стоимость российского бизнеса, который, напомню, включает поиск, рекламу, транспортные сервисы, электронную коммерцию в России. Фактически на международный бизнес остается всего лишь несколько стартапов, включая беспилотные автомобили, поэтому, конечно же, сумма компенсаций крайне мала, и «Яндекс» в таком случае может вернуться к предыдущим вариантам, подождать с продажей, потому что экономического смысла по большому счету нет. Напомню, что ранее были варианты передать на пять лет управление российским бизнесом коллегиальному органу, включающему менеджмент компании. Конечно, здесь все на усмотрение менеджмента, может быть принят и тот и другой вариант: уйти за смехотворное вознаграждение в 70-80 миллионов долларов либо остаться и заморозить этот вопрос, возможно, на многие годы без перспективы изменить что-либо в оценке компании при продаже».
Смехотворными, как выразился собеседник Business FM, выплаты в озвученных Frank Media размерах кажутся по сравнению с недавними капитализациями IT-гиганта. Например, в 2021 году стоимость компании впервые превысила 30 миллиардов долларов, а теперь российскому «Яндексу» достанутся вроде бы основные активы группы — поиск, такси, электронная коммерция и так далее — за 70-80 миллионов. Еще одна наглядная цифра: за второй квартал текущего года выручка «Яндекса» только от сегмента «Поиск и портал» составила 78 миллиардов рублей, то есть около 700 миллионов долларов, в десять раз больше названной в СМИ суммы выплат материнской компании. Сопоставимы ли такие условия с тем, как выходят из России полностью иностранные компании? Говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Нельзя сравнивать «Яндекс» со всеми остальными. «Яндекс» надо сравнивать с компаниями «Тинькофф», Х5, Fix Price и Ozon. Почему? У нас есть два четко регламентированных порядка: первый порядок — когда вы российская компания, работаете за рубежом и делаете какие-то сделки, чтобы вернуться в Россию; второй порядок — когда вы чисто иностранцы и продаете свои активы в России. Вот, компании, которые я перечислил и к которым относится «Яндекс», находятся в «серой» зоне, потому что это квази-Россия и под них четких правил, в отличие от первой и второй категории, нет. И поэтому говорить, с дисконтом они вышли или нет, — тоже не совсем правильно. Здесь гораздо важнее то, какие бизнесы они будут сохранять, и то, как на самом деле будет структурирована эта сделка. Я вам заранее могу сказать с полной долей уверенности, что, к сожалению, видимо, сделка по «Яндексу» будет структурирована очень и очень непрозрачно. Там политика и внутренние договоренности всех сторон, учитывая вес участников, а я повторю — там один из прямых сотрудников «Яндекса» и людей, которые ведут переговоры, это просто господин Кудрин, и, кажется, выше у нас истеблишмента уже нет. И с этой точки зрения экономически то, что мы видим, не просто штрафные санкции, это, конечно, бесценок. Но в реальности я боюсь, что мы просто не видим на данный момент примерно 70-80% картины».
Сообщения о суммах и условиях сделки о разделении «Яндекса» на многочисленных этапах ее согласования появляются в первую очередь в СМИ, официальной информации крайне мало. Пресс-службы Минфина и самого «Яндекса» не ответили на запрос Frank Media, представители Аркадия Воложа также ничего не прокомментировали. Глава Минцифры Максут Шадаев переадресовал вопрос издания в «Яндекс».