Рубен Варданян задержан Азербайджаном при попытке выехать из Карабаха в Армению
Лента новостей
Его привезли в Баку. Тем временем жители Карабаха не могут выехать из непризнанной республики из-за огромной пробки, у многих в пробке нет еды, воды и топлива, по словам местных журналистов, есть погибшие
Обновлено в 17:30
Дипломатический источник в Ереване сообщил ТАСС, что МИД Армении занимается вопросом о консульском доступе к Варданяну, кроме того, страна обратилась в ЕСПЧ по данному вопросу.
Рубен Варданян жил в России с 17 лет. Построил успешный бизнес инвестбанкира, основал, а потом продал компанию «Тройка Диалог». До 2022 года Варданян входил в российский список Forbes. Сейчас он входит в мировой список самых богатых бизнесменов по версии Forbes как армянский миллиардер. Его состояние оценивается в 1,2 млрд долларов.
В сентябре прошлого года Рубен Варданян заявил о том, что отказывается от российского гражданства и переезжает в Степанакерт. Отъезд из России он объяснил желанием быть со своим народом в трудное время. Владимир Путин своим указом удовлетворил прошение бизнесмена о выходе из российского гражданства.
После переезда Варданян занял пост государственного министра — то есть главы правительства непризнанного Нагорного Карабаха. В этой должности Варданян проработал почти четыре месяца, после чего бывший тогда президентом непризнанной республики Араик Арутюнян освободил Варданяна от этой должности. Этому предшествовало требование Азербайджана о том, чтобы Рубен Варданян покинул Нагорный Карабах. Причем требование это прозвучало от главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова по итогам переговоров с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым в Москве.
Что касается отношения Варданяна к России, то после отказа от гражданства и переезда он поддержал действия российских миротворцев, несмотря на критику Армении, и предлагал премьеру Пашиняну приехать в Карабах, чтобы лично убедиться в том, какую роль они играют в регионе. А в интервью СМИ Варданян подчеркивал, что обращался с призывами помочь жителям Карабаха не только к Москве, но и к Парижу, Вашингтону и другим.
Задержание Варданяна погранслужба Азербайджана объяснила тем, что он «незаконно находился на территории страны». При этом Варданян остается пока единственным карабахским чиновником (причем уже бывшим), которому не удалось беспрепятственно выехать с территории непризнанной республики.
О возможных причинах задержания Варданяна рассуждает политический обозреватель, главред азербайджанского издания «Обозреватель» Ниджат Гаджиев.
Ниджат Гаджиев политический обозреватель, главред азербайджанского издания «Обозреватель» «Почему его поймали? Он находился в руководстве сепаратистского режима, это преступление номер один. Он занимался финансированием, привлечением внимания международных СМИ, организаций, включил все свои ресурсы против Азербайджана. Очевидно, находился на территории Азербайджана и осуществлял антиазербайджанскую деятельность. Это квалифицируется как сепаратизм и призыв к насилию. Что будет дальше с Варданяном? Сложный вопрос, потому что есть ряд обстоятельств. Мы знаем, что Варданян — известное лицо в России, мы знаем, что он влиятельное лицо в России. Мы знаем, что он имеет тесные связи с российскими элитами, и не только с российскими, но и западными, но в России он наиболее известен. Вся его деятельность связана с его публичностью и его публичными высказываниями в отношении азербайджанского государства и его лидера. Но есть ряд обстоятельств, которые Азербайджан принимает во внимание, я так полагаю, его, наверное, вызовут, он выйдет в суд, у него будет защита, наверное, и дальше уже как, покажет время».
А вот как это комментирует политолог из Армении, директор Института Кавказа Александр Искандарян:
— С точки зрения официального Баку, любой чиновник Нагорно-Карабахской республики — избранный, не избранный — является преступником в силу самого факта, что он является чиновником. Но именно к господину Варданяну особое какое-то отношение, по крайней мере если следить за заявлениями, и обычно это обосновывалось тем, что он приехал в Нагорный Карабах извне. Трудно комментировать такого рода вещи, они сложные, но в этом есть какой-то внутренний смысл для азербайджанской элиты.
— Некоторые азербайджанские политологи говорят, что он высказывал угрозы в отношении президента Азербайджана, и вот этим вызвано задержание. Вы согласны с этим?
— Почти любой из чиновников Нагорно-Карабахской республики высказывал такого рода вещи, любые публичные фигуры НКР высказывали тезисы, которые Азербайджан может трактовать как угрозы.
— Многие считали, что у Варданяна были амбиции не только в Степанакерте, но и в Ереване, и даже больше, а кто-то говорил, что есть не только амбиции, но и шансы, что Пашиняну шло явно не на пользу.
— Очевидно, были амбиции внутриармянские, в Республике Армения, они явным образом ни к чему не привели, а последнее время господин Варданян был в Карабахе, он там был государственным министром, и потом просто как частное лицо жил. К аресту в Азербайджане его амбиции в Армении вряд ли могут иметь отношение.
— Как должен теперь реагировать Ереван?
— Господин Варданян является гражданином Армении, защищать его права является обязанностью Армении. Насколько это реально в нынешней политической ситуации — это другой вопрос.
В Кремле чуть ранее заявили, что не располагают информацией о задержании Рубена Варданяна. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сначала заявил, что Варданян — российский гражданин, поэтому Москва должна получить информацию, если имело место задержание, и готова защищать его права. На уточняющий вопрос о выходе Варданяна из гражданства России Песков ответил, что не уверен и не будет это комментировать, но если бизнесмен правда отказался от российского паспорта, то «это другое дело».
О том, как в этой ситуации может повести себя Москва, рассуждает политолог Георгий Бовт:
— Я думаю, что одним Варданяном дело не ограничится, а все, кто там был причастен к правлению самопровозглашенной республики, под ударом. Варданян был наиболее яркой фигурой последнего времени. Отказавшись от российского гражданства, он поехал сознательно в Карабах, поехал туда в критическое время, чтобы помочь. Он выступил как патриот Карабаха, и в качестве такого пассионарного политика он для Азербайджана более опасен, чем Пашинян, с которым понятно теперь, как иметь дело.
— С Россией Варданян расставался спокойно и с уважением и после высказывался вполне лояльно к Москве. Будет ли Москва реагировать на его задержание Азербайджаном?
— В этом случае Москва не хочет выступать против Азербайджана и делать какие-то резкие движения. Например, легко можно было представить себе эвакуацию Варданяна силами российских миротворцев. Мы не знаем, сделано ли было ему такое предложение, отказался ли он от него или не отказался. Но рейс из Карабаха с пострадавшими при взрыве на топливном складе был ВКС России, то есть российские самолеты туда летают, но этого не произошло.
— Запад будет как-то реагировать?
— Для Запада Армения находится на периферии его интересов, более того, чем сильнее Россия в Армении сейчас проиграет, тем больше удовлетворения от этого Запад испытает, поэтому выкручивайтесь-ка вы сами там. Конечно, при этом Запад уже показательно начинает оказывать гуманитарную помощь армянским беженцам из Карабаха. В этих целях там была представитель USAID, это организация американской помощи при Госдепе, которая уже обещала какую-то помощь этим беженцам. Это делается для того, чтобы на контрасте сыграть по отношению к тому, как в Армении воспринимают сейчас российских миротворцев в Карабахе.
— Зачем это обострение нужно Алиеву, каковы будут последствия этого?
— Для Алиева это не обострение, это цементирование его победы. Он говорил, шли разговоры о том, что руководство Карабаха может быть амнистировано, и вообще, участники сопротивления могут амнистированы, но дело это долгое. Потом для того чтобы амнистировать, надо сначала арестовать. Поэтому это может стать предметом торговли. А потом Алиеву Варданян в Армении сейчас совсем не нужен, потому что Варданян может стать довольно сильной альтернативой Пашиняну, которая не очень выгодна Азербайджану, им проще добить этот вопрос именно с Пашиняном, а там уже пусть армяне сами разбираются с ним.
Кроме того, в Карабахе образовалась огромная пробка из жителей региона, эвакуирующихся в Армению. Как рассказали местные жители, пробка сейчас растянулась от погранперехода в Лачине до центра Степанакерта. Это около 30 километров по прямой, а если учесть извилистые горные дороги — существенно больше.
По состоянию на 11:00 мск более 47 тысяч переселенцев из Нагорного Карабаха прибыли в Армению, сообщает армянское правительство.
Ранее советник президента непризнанного Нагорного Карабаха Давид Бабаян заявил, что 99,9% армянского населения региона собирается уехать в Армению из-за нежелания жить в составе Азербайджана и опасений этнических чисток. Речь идет о более 120 тысячах человек.
У многих в пробке нет еды, воды и топлива, говорит ведущая радио «Аврора» в Ереване Инеса Авагян.
— Там реальная катастрофа, так как людям очень тяжело далось добраться даже до Армении, на дороге ужасные пробки, и люди за несколько часов всего несколько метров могли передвигаться. Там не было ни еды, ни воды, там уже умершие есть в этой пробке. Да, уже есть пожилая женщина, если не ошибаюсь, которая умерла, так как там ужасная ситуация.
— Куда именно доставляют людей и где их размещают?
— Вчера и позавчера люди были в городе Горис, но сейчас уже есть у нас новый пункт в городе Вайк, и всем людям дают где жить в разных регионах Армении. Самые центры, где люди собираются, — это Горис и Вайк, пока что эти два пункта. Очень большие очереди на дороге. Не столько на границе, а на дороге. Так как азербайджанцы очень медленно пропускают людей — по одной машине, по две машины. И очень это долго тянулось, вот такая ситуация, именно из-за того, что они очень долго пропускают людей, именно из-за этого пробки. И еще мужчинам они частично проверяют машины, есть ли там оружие. И пробки уже сейчас дошли до центра Степанакерта, даже есть люди, которые вернулись обратно в Степанакерт, так как несколько часов они не продвигаются ни на метр. Там уже другая катастрофа: там в больницах нет врачей, так как все на дороге. Там из Армении уже врачей на вертолетах, на машинах вывозят, чтобы везти раненых людей сюда в Армению, чтобы как-то решить эти вопросы. И когда нам говорят, что это не этнические чистки, что эти люди сами хотят выйти из Арцаха, это же видно, что никто бы не хотел оставить свой дом, в одних туфлях, без одежды выйти из своего дома и не вернуться туда. Понятно, когда люди ночуют на асфальте, что там творится.
Ситуация в регионе дополнительно осложнилась из-за взрыва в бензинохранилище на дороге Степанакерт — Аскера, в результате которого погибли 68 человек. Личность 21 погибшего опознана. Ранения получили порядка 290 человек. Часть из них были переправлены в медучреждения Армении на вертолетах российских миротворцев. При этом судьба 105 человек остается неизвестной.
О прибывающих из Карабаха беженцах рассказывает психолог-волонтер, работающая с беженцами в детском лагере «Сирануш» при NGO Synik Development, Рузанна Бадалян:
— За психологической помощью никто не обращается, потому что люди в таком шоке и стрессе, что это последнее, о чем они думают в таком состоянии. Поэтому здесь скорее работа кризисной поддержки, и это больше происходит по моей инициативе. Много ли людей нуждаются? Я бы сказала, что все. Иногда, когда я с ними начинаю разговаривать и представляюсь, что я психолог, некоторые из них подшучивают, что нам уже психиатр нужен. Поэтому ментальная история, конечно, у людей очень сильно расшатана, но они сами напрямую пока не обращаются, потому что у них там базовые вопросы не решены, им элементарно непонятно, где жить, что есть, как одеваться. У нас есть беженцы, которые приезжают и остаются, есть беженцы, которые используют этот лагерь как такое место переночевать и уехать. Поэтому на текущий момент, наверное, около 50-60 человек, которые уже размещены, может быть, я буду ошибаться в цифрах, и сегодня за ночь мы приняли, не знаю, наверное, где-то 60-80 человек, приняли и отпустили.
— Что люди рассказывают про ситуацию в Карабахе?
— Вы знаете, я имею опыт с кризисными ситуациями, с беженцами, с людьми, которые пострадали после войны, и могу сказать, что сейчас самое страшное состояние людей, потому что они десять месяцев были в блокаде. Не верится, во-первых, насколько они голодные, они даже на сахарный песок реагируют так, как будто бы это килограмм золота.
19 сентября Азербайджан провел однодневную военную операцию в Нагорном Карабахе, которую назвал антитеррористической. Спустя сутки власти республики согласились на прекращение огня и расформирование своих вооруженных сил. Премьер-министр Армении признал суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом. В Ереване с 19 сентября продолжаются протесты, протестующие требуют отставки Пашиняна.
Этнические армяне покидают Нагорный Карабах. Фотогалерея BFM.ru: