Исследование: лишь четверть россиян покупают электромобили ради спасения экологии
Лента новостей
Автоэксперты отмечают, что в обслуживании электрокары обходятся дешевле машин на бензине. Однако российские водители электрического транспорта из-за слаборазвитой инфраструктуры в стране не могут далеко уехать, заключают они
Исследование страховой компании ВСК и дилера «Автодом» показало, что 27% считают электрокары экологичными. Треть из тех, кто планируют или уже купили машину с электродвигателем, рассчитывают таким образом сэкономить на топливе, еще 20% — на сервисном обслуживании.
Согласно статистике, почти половина электроэнергии в России вырабатывается на основе природного газа. Еще около 40% приходится на атомную и гидроэнергетику. Все это считается экологичными способами производства, так что владельцы электрокаров в России во многом правы, указывает автоэксперт Артем Бобцов:
— В тех странах, где баланс смещен в сторону экологических видов топлива и добычи электроэнергии, например АЭС, либо как в Норвегии, где генерация почти полностью происходит на реках, там, естественно, фактически нулевой вред от электромобилей для окружающей среды. Поэтому там это очень оправдано с точки зрения экологии.
— Действительно ли электрокар дешевле по сравнению с машиной на бензине?
— Возьмем стандартную Tesla с большой батареей — 100 киловатт в час, которая заряжается ночью в Подмосковье (владельцы электромобилей — это пока большей частью владельцы загородных домов, которые могут всю ночь заряжать машину). Ночной тариф в Подмосковье сейчас шесть с небольшим рублей за киловатт, соответственно, полная батарея обходится в 600 рублей. Это аналог 40-45-литрового бензинового бака автомобиля. В данном случае полный бак обходится в две с небольшим тысячи рублей, а полный бак электромобиля обходится в 600 рублей. То есть разница в четыре раза. Но на строящихся новых электрозаправках, которые привязаны к бензиновым заправкам, пытаются на этом зарабатывать, там продают киловатт-час дороже — и по 20 рублей, и 25 рублей, а это уже сопоставимо. Грубо говоря, где-то 50% от цены бензина. Но все равно это в два раза меньше.
— Что дешевле починить — бензиновую машину или электрокар?
— В среднем в бензиновом автомобиле порядка 5,5 тысячи запасных частей, а в электромобиле их меньше двух тысяч. Соответственно, по большому счету ломаться в электромобиле, кроме самого электромотора, нечему. Это фонарик, в нем есть батарейки и лампочка. Либо батарейки не работают, либо лампочка перегорела.
Среди опасений, которые сдерживают россиян приобрести электромобиль, 28% респондентов назвали слаборазвитую инфраструктуру. По данным опроса, почти 60% владельцев таких машин используют их для коротких поездок по городу.
Комментируют автоэксперт, владелец сети автосервисов Landavto Сергей Кузнецов:
Сергей Кузнецов автоэксперт, владелец сети автосервисов Landavto «У нас нет заправок по всей России, даже в Москве их не так много. Если у вас есть собственный дом, наверное, это удобно. Если у вас нет собственного дома, тогда получается, что мы не можем поехать далеко за город, тем более на юг, если из Москвы уезжать. На данный момент такая машина должна быть как минимум второй либо третьей. От топлива мы, к сожалению, пока отказаться не сможем. Сейчас появилось очень много достаточно хороших моделей, но заявленные мощности и пробеги, к сожалению, желают оставлять лучшего. Допустим, если китайский автомобиль заявляет порядка 600 километров от зарядки до зарядки, это, к сожалению, неправда, она проезжает максимум 350-450 километров. Второй момент: если даже посмотреть на тот же самый китайский рынок, Южный Китай использует электрокары, центральная часть страны использует уже гибридные автомобили, а Северный Китай в основном использует только топливо. Почему? Потому что погодные условия не позволяют. Исследования показывают, что батарейка, которая используется зимой в холод, притом что у вас нет закрытой стоянки, позволит проезжать на 60% меньше. А это примерно 200-250 километров».
Как писал летом Forbes, в 2023 году спрос на электромобили в России резко вырос. Так, по данным «Автостата», в мае было продано более трех тысяч авто. Это в восемь раз больше, чем в том же месяце годом ранее.
Пока что электрокары занимают чуть более 1% в структуре российского авторынка.