На что могут повлиять экспортные пошлины, введенные правительством?
Лента новостей
С 1 октября в России начнут действовать гибкие экспортные пошлины на некоторые товары для защиты внутреннего рынка. Эксперты, опрошенные Business FM, отмечают, что мера может привести к падению экспорта, а это в свою очередь спровоцирует дальнейшее ослабление рубля. Мера непопулярная, но альтернативные варианты еще хуже, заключают специалисты
Из обновленного прогноза Минэкономразвития следует, что рост тарифов для бизнеса и населения превысит ожидаемый уровень инфляции. В Минэнерго уже сообщили, что основной причиной опережающей индексации тарифов на электроэнергию и газ стал рост издержек производителей и поставщиков, связанных с общим увеличением цен в экономике.
На этой неделе правительство уже одобрило одну из мер, которая увеличит доходную часть бюджета. В октябре казна может получить 50 млрд рублей от введения гибких экспортных пошлин. Об этом заявил журналистам глава РСПП Александр Шохин, ссылаясь на оценку Минфина. Он добавил, что, так как пошлина рассчитывается по формуле, привязанной к курсу доллара, размер платежа может варьироваться.
Если исходить из того, что бюджет каждый месяц будет получать по 50 млрд рублей от экспортных пошлин, то за год наберется 600 млрд рублей. То есть вдвое больше, чем размер налога на сверхприбыль прошлых лет, так называемого windfall tax. Возможно, пошлины принесут даже несколько больше, чем эта весьма условная расчетная сумма, отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:
Константин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности «Речь действительно может идти о 650-750 млрд рублей, это выглядит достаточно внушительно. Но, опять же, мы можем легко рассчитать процент от общих доходов и сказать, что, может быть, это не самая критичная вещь, но так в этом-то и суть: расходы государства растут, и оно ищет уже везде, где только можно. И, опять же, вопрос, насколько длинными будут эти механизмы. Эта непредсказуемость, мне кажется, гораздо опаснее, нежели те деньги, которые будут собраны».
Из крупных российских компаний, которых коснется введение экспортных пошлин, публично отреагировала на это только «Интер РАО». Ее представитель заявила, что компания оценивает финансовые последствия этого решения, а наибольшее влияние введение пошлин окажет на поставки электроэнергии в Китай и Монголию. Другие экспортеры, конечно, тоже оценивают последствия, но пока молчат.
Интересно, что российский рынок акций на введение экспортных пошлин отреагировал ростом котировок, в том числе голубых фишек, включая и некоторых экспортеров. То есть инвесторы уверены, что сильным ударом по их бизнесу введение пошлин не станет. Тем не менее это может повлиять на сами объемы российского экспорта. Продолжает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Очевидно, что никакой экспортер не будет счастлив дополнительным экспортным пошлинам — независимо от того, будет там 3% или 10%. Любая из этих сумм, даже самая наименьшая, даже будь там всего лишь 0,5%, не обрадовала бы экспортера. Но самое важное, что мне кажется совершенно неправильным, — это пытаться всеми силами нагрузить экспорт, который, обратите внимание, и без того под внешним давлением сокращается. Экспорт у нас в этом году не растет, и насчет его дальнейшего роста у меня есть существенные сомнения».
Сокращение экспорта, если оно, конечно, будет, повлияет на валютную выручку компаний, поставляющих товары и услуги за рубеж. А это в свою очередь может снизить предложение валюты на российском рынке, что создаст дополнительное давление на рубль. А он и так не укрепляется: доллар уже довольно долго держится на уровнях в районе 95 рублей. А слабый рубль — это проинфляционный фактор.
В последнее время СМИ обсуждают такие меры поддержки рубля, как, например, возврат обязательной продажи валютной выручки. Власти действительно могут пойти на это, но прямо сейчас такой необходимости нет, считает руководитель одного из направлений Ассоциации владельцев облигаций Дмитрий Степанов:
Дмитрий Степанов руководитель одного из направлений Ассоциации владельцев облигаций «Ставка от Банка России довольно высокая, двигать курс сейчас можно и словесными интервенциями. То есть можно заявить о том, что ставка может быть повышена еще, а можно взять с рынка свободную рублевую ликвидность, предложив, например, ОФЗ с высокой доходностью. Инструментов достаточно много, просто курс находится, если говорить о долларе, в диапазоне до 100 рублей. Это как раз такой уровень, при котором можно не спешить, взять паузу в несколько недель и оценить те мероприятия, которые уже были проведены, как они влияют на курс. Я думаю, что нет острой необходимости прямо сейчас принимать радикальные меры».
Возвращаясь к экспортным пошлинам, которые составят от 4% до 7% в зависимости от курса российской валюты и будут нулевыми, если доллар опустится до 80 рублей. Это, конечно, непопулярная мера, но она позволит увеличить доходы бюджета. А других вариантов не так уж много, продолжает директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг:
Валерий Вайсберг директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» «Если учитывать, какой объем доходов хочет получить бюджет в 2024 году, с этой точки зрения альтернативы нет. Альтернативой является только увеличение дефицита бюджета, что в принципе является негативным фактором. Поэтому в той бюджетной конструкции, которую сегодня предложило правительство, наверное, альтернативы введению этих пошлин и повышению налогов на бизнес нет».
На самом деле альтернативы есть, но они еще хуже, чем введение экспортных пошлин. И обсуждать эти альтернативы совсем не хочется. Да и не нужно, потому что экономика России остается рыночной, и это, наверное, сейчас самое главное.