16+
Пятница, 27 декабря 2024
  • BRENT $ 73.25 / ₽ 7296
  • RTS878.30
20 сентября 2023, 18:05 Общество

Подлинность товаров можно будет проверить на «Госуслугах»

Лента новостей

Сейчас покупатель с помощью QR-кода на продукте и специальной программы прямо в магазине может узнать, где находится производство, состав продукции и так далее, то есть подтвердить то, что написано на этикетке. Есть ли смысл в этой системе?

Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

Кабмин закрепил возможность проверки подлинности товаров на «Госуслугах». Работа сервиса будет обеспечиваться при взаимодействии с системой маркировки «Честный знак».

Функция проверки существует и сейчас. Покупатель с помощью смартфона, QR-кода на продукте и специальной программы, которую можно скачать на телефон, прямо в точке продаж может узнать, где находится производство, состав продукции — все то же, что написано на этикетке.

Маркируются молочные продукты, упакованная вода, одежда, в том числе из меха и кожи, обувь, парфюмерия, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки и шины.

Под систему подпадают все товары в категории, не важно, где они произведены. Но пока в системе нет смысла, это только лишние затраты производителей, считает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

Марина ПетроваМарина Петрова гендиректор Petrova 5 Consulting «Покупатель не может приобрести фальсифицированные товары в магазинах и аптеках, потому что у них установлена система «Честный знак», и фальсификат, например в молочной продукции, Роспотребнадзор оценивает в 2-3%. Поэтому мы должны понимать, что фальсификат остается на рынках и в системе госзакупок, которые идут через ФЗ-44. Как раз весовой товар не имеет этого QR-кода. Опция для потребителей отличная, но только введение маркировки привело к существенным затратам производителя, для этого нужно специальное оборудование. Кстати, оно было зарубежным. С точки зрения упаковки продукции производитель платит 50 копеек без НДС за каждый QR-код, а доля фальсификата как была, так и осталась. По сути, наводя свой смартфон на QR-код, покупатель всего лишь видит ту информацию, которая уже размещена на упаковке. С точки зрения реализации, опять же, магазины очень пристально смотрят за тем, чтобы не было просроченных продуктов. Более того, сейчас по новому закону они обязаны за сутки изымать товар из оборота. То есть эти все мероприятия уже проведены. На мой взгляд, система маркировки очень дорогая и излишняя, она не приводит к результату, она не борется с фальсификатом».

Если говорить об одежде и обуви, особенно брендовых, для конечного потребителя такая система, конечно, это лишняя возможность убедиться, что он покупает оригинал. Но для ретейла прибавилось сложностей: процесс оформления для товара стал дольше, надо сопоставлять между собой несколько систем, говорит управляющий бутика Project 3,14 Степан Тараян:

— Просто, когда внедрили «Честный знак», всем розничным сетям, ну и оптовым сетям дали полтора года на то, чтобы всю эту историю настроить. С начала работы «Честного знака», если не ошибаюсь, четвертый год уже идет, и до сих пор не все с этим до конца разобрались. Если сейчас эту систему усложнять с точки зрения присоединения к «Госуслугам», то есть подозрение, что это, наверное, для прозрачности, для частного лица, для конечного потребителя, и хорошо, сейчас правда на рынке много контрафактной продукции. Но в любом случае, мне кажется, за счет усложнения интеграции всей этой истории это повлияет на конечную стоимость.

— А были ли вообще в работе сервиса какие-то проблемы?

— Было очень много, и до сих пор возникают проблемы. Во-первых, чтобы работать с маркировочным кодом, нужно настраивать оборудование, далеко не все сканеры могут сканировать эту систему QR-кодов. Соответственно, система синхронизации с поставщиками — сложная история, эти маркировочные коды делятся непосредственно уже на таможенных органах. Если раньше процесс был простой: получил электронный документ, переправил через границу, в Москве получил, уже свои ценники внутри магазина распечатал, приклеил. Сейчас нет, видите, это еще один цикл.

В правительстве указали: если на товаре в одной из категорий, подлежащих маркировке, нет графического символа, «это повод подать жалобу в систему через приложение «Честный знак».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию