Опрос: у российских компаний массовый дефицит персонала в области логистики
Лента новостей
Опрос проводился «Координационным советом по логистике» при участии более 450 компаний. 65% от опрошенных констатировали дефицит операционного персонала в логистике, в особенности среди кладовщиков и комплектовщиков. Согласно всем прогнозам и увеличивающемуся товарообороту, дефицит сохранится и в следующем году. Что предпринимают компании?
Я б в кладовщики пошел. Более чем у половины российских компаний возникла нехватка логистического персонала, в частности, комплектовщиков и кладовщиков.
Об этом свидетельствуют результаты опроса консалтинговой компании «Координационный совет по логистике». В опросе участвовали более 450 компаний. В чем причины и какие зарплаты сейчас на этом рынке?
У петербургской компании «Фруктовиков», оптового поставщика фруктов и овощей, небольшой склад на овощебазе — всего 600 квадратов. Текучка кадров периодически бывает. В основном работают россияне, запросы которых за последнее время сильно выросли, рассказывает руководитель этой компании Руслан Сулейманов:
Руслан Сулейманов Руководитель компании «Фруктовиков» «Цены везде сильно поднялись, людей не устраивает та зарплата, которая была, хочется повышения, чтобы соответствовать хотя бы минимальному уровню жизни. Приходится, естественно, повышать. Кладовщик если раньше зарабатывал в районе 60 тысяч, ему спокойно хватало, и люди шли с большим желанием на работу, то сейчас уже 80-100 — минимальный порог, когда люди еще думают, работать или искать что-то другое».
На рынке дефицит и складских работников, и водителей. Зарплаты у водителей малотоннажного транспорта сейчас в районе 60-70 тысяч. Те, кто ездят на большегрузах, просят по 150-200 тысяч, а то и больше. Параллельно дорожают топливо, запчасти, обслуживание машин. Причем в разы. За все в итоге заплатит потребитель.
Сама по себе профессия стареющая — мало кто идет в водители грузовиков. Это проблема не только в России, но и в Европе. Если говорить о тех же складских работниках, тут есть еще фактор СВО, говорит гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло:
Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптималог» «Среди, по крайней мере, знакомых наших сотрудников и даже часть наших сотрудников пытались записаться на контрактную службу, просто им отказали по причине здоровья. Это муссируется в этих кругах, понятное дело, что предполагают больше получить. Какие-то люди вообще уехали, пытаются где-то устроиться, в той же Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан. Мы обратили внимание, что действительно резко сократился приток мигрантов. Если раньше, например, на какие-то позиции мы находили резюме, сейчас их тоже нет. Это обусловлено тем, что платим мы в рублях, мы не можем компенсировать девальвацию на 30% за несколько месяцев. Мы не можем проиндексировать на 30% заработную плату. Мы, естественно, где можем, плюс 10% дадим, пусть еще что-то, но это не те деньги, которые они раньше зарабатывали».
Возможно, дело еще и в маркетплейсах, точнее, в их постоянно растущем товарообороте — продолжает Геннадий Грачев, руководитель отдела продаж «Группы компаний Вектор.ком», которая занимается продажами техники:
Геннадий Грачев руководитель отдела продаж «Группы компаний Вектор.ком» «В работе с маркетплейсами, а мы с ними плотно работаем, мы видим, что у них постоянно расширяются складские помещения, расширяется география этих помещений. И действительно, наверное, они в той или иной степени столкнулись с этой проблематикой отсутствия или недостатка персонала по упаковке товаров и перемещению из точки А в точку Б, допустим, с московских или с центральных складов на подмосковные, где дешевле сама аренда помещений. Когда мы на московских складах у маркетплейсов бываем, мы видим, что персонал неславянской внешности в основном. Хорошо это или плохо и с чем это связано — мне сложно судить».
Летом в Ozon заявили, что до конца года хотят трудоустроить более 500 осужденных. Получить работу по этой программе могут только осужденные впервые и живущие в исправительном центре или колонии-поселении. Обязанности — сбор заказов и обработка возвратов. Возможен карьерный рост. Правозащитники инициативу поддержали. Но бизнес пока ее не масштабирует. Кому-то кажется, что рисков тут все же больше.