Рекламировать нельзя штрафовать
Лента новостей
Уже две недели как вступил в силу закон о маркировке рекламы. Блогеры до конца так и не разобрались и теперь завалили вопросами в соцсетях аккаунты ФАС
Закон о маркировке рекламы в интернете действует уже две недели. За это время вопросов о том, как он должен работать, становится только больше. Теперь они заполнили и соцсети Федеральной антимонопольной службы.
Требования к маркировке интернет-рекламы действуют уже год. Но только с начала сентября за нарушения могут штрафовать. За это время крупные блогеры и продюсерские компании приноровились к маркировке и проблем с ней не испытывают, как ранее рассказали Business FM представители продюсерских агентств. Но требования к правильному размещению рекламы действуют не только на них — они равны для всех, кто ведет аккаунты в соцсетях.
По закону любое рекламное сообщение, которое публикуется в интернете, должно маркироваться с помощью специального токена. Его нужно получить у организации — оператора рекламных данных. Токен содержит в себе всю информацию о рекламном контракте. Следят за выполнением закона сразу два ведомства: ФАС и Роскомнадзор.
ФАС в своих соцсетях стремится пояснить нормы маркировки. Так, в группе ведомства «ВКонтакте» появился пост с примерами, где реклама, а где нет. К примеру, если производитель на своей странице публикует свой же товар, то это, как написано на карточках ФАС, не реклама, а если предлагает купить чужой — реклама. Но пользователей такие объяснения запутали еще сильнее, в комментариях скопились десятки сообщений с просьбой пояснить, как все-таки работает закон в отдельных ситуациях.
Вот, например, с каким вопросом придется столкнуться сотруднику ФАС:
«Уважаемые представители ФАС, разъясните одну вещь: по факту у меня сейчас есть сайт А с товаром А1 и группой в ВК А2 и есть сайт Б с товаром Б1 и группой в ВК Б2. Принадлежат они одному юрлицу.
Вопросы:
• Будет ли являться рекламой пост в группе Б2 о товаре А1?
• Будет ли являться рекламой сообщение о товаре А2 на сайте Б?
Если да, то почему? Ведь товары, по сути, оба мои и даже принадлежат одному юрлицу. Ну и тогда мне придется заключить договор с самим собой, что ли, чтобы самому себе выдать токен и самому с собой заключить акт?
Если нет, то как это будет контролироваться? Какими процедурами будет определяться принадлежность товара к рекламодателю и рекламораспространителю?»
Больше всего споров и тонкостей возникает, когда речь идет о нативной рекламе. Непонятно, как определить ее максимально точно, когда автор упоминает тот или иной товар или заведение по своему желанию, а когда — за деньги. В нюансах разобралась автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» Дарина Алексеева. Важно отметить, что она работает с личным рекламным менеджером.
Дарина Алексеева автор телеграм-канала о культуре «Бахчисарайские гвоздики» «Для меня все максимально понятно: авторские посты, которые написаны нативно, в которых нет сто тысяч упоминаний бренда, брендовых названий, призывов «покупайте-приходите», явной рекламы, — они считаются допустимыми, авторскими, и с них спроса нет. А с теми постами, которые явно рекламные, начинаются эти непростые дела. Бартерные истории, даже, например, если я хочу прорекламировать свой же канал, но другой — все это должно быть с маркировкой. Раньше, конечно, все ставили как попало, и всем все сходило с рук».
Ставить рекламу «как попало» продолжают и сейчас, говорит основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door Алексей Пак.
Алексей Пак основатель рекламного и продюсерского агентства Purple Door «Вся эта проблема существует, и многие переживают, как делать или не делать, и, как я знаю, многие пока что игнорируют закон о рекламе. Потому что непонятно, что делать. Все такие: «Ну, ладно, пока будем по старинке». Условно говоря, пока не ударят. А второй момент — это то, что пока не все до сих пор знают о законе о рекламе. Те же, кто принял этот закон, к сожалению, делают плохие методички. В плане того, что они не могут объять всю эту огромную сферу, и тут проблема в том, что слишком поздно взялись ее регулировать. Я надеюсь, что не будут штрафовать и возьмут, может быть, еще какое-то время или будут в каком-то тестовом формате делать и только за грубые нарушения, которые очевидные. Потому что еще проблема в том, что и юристам, и всем остальным приходится все так же в этом вариться и придумывать, а как нам здесь отскочить? Или, если вдруг что-то произойдет, как это трактовать? Самая большая проблема в том, что закон должен быть очень четким, без двойных трактовок. А сейчас в законе о рекламе они присутствуют везде».
Ни одного громкого штрафа за нарушение маркировки еще не было. Так что пока рынок ждет прецедентов. Потому что трактовок может быть множество, но решать будет практика. В любом случае, как отнесется проверяющий орган к тому, что вы в соцсетях похвалили тот или иной ресторан, — вопрос пока открытый.