Владимир Путин выступил с обширной речью на Восточном экономическом форуме. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Многие ждали от него расстановки также акцентов и нюансов по тем проблемам, которые в обществе вызывают наибольшие споры или беспокойство. И дождались. Какие высказывания прозвучали особенно интересно?
Президент России Владимир Путин выступил на пленарной сессии VIII Восточного экономического форума во Владивостоке с обширной речью, затронув многие актуальные вопросы внутренней и внешней политики.
Российский президент явно излучал уверенность в том, что система управления работает как надо и в срочном «хирургическом вмешательстве» не нуждается. Какую сферу ни возьми — система самодостаточна и самовоспроизводящаяся.
Путин, разумеется, не мог обойти тему мобилизации, отметив, что, мол, на Украине идет волна за волной и берут уже кого ни попадя. У нас же были прошлой осенью призваны 300 тысяч человек по частичной мобилизации, а за последние шесть-семь месяцев 270 тысяч человек добровольно подписали контракты. В том смысле, что чрезвычайщины нет. Десять дней назад замглавы Совбеза Дмитрий Медведев, ссылаясь на данные Минобороны, говорил о 280 тысячах человек, которых приняли на контрактную службу с 1 января.
Курс рубля, как дал понять Путин, тоже беспокойства не вызывает — «все факторы управляемы», а «резких движений … никто делать не будет». А какие будут — мол, решат те, кому это поручено в рамках системы. Касательно «недавнего», как он выразился, повышения цен на бензин, то хотя в кабмине «вовремя не среагировали на изменения на мировом рынке», но уже все, кому надо, «договорились, как будут действовать». Как именно — вы узнаете из новостей. Налоговую нагрузку правительство пока также не планирует увеличивать.
В последнее время явно «расчесался» вопрос деприватизации, но и тут президент успокоил, заверив, что никакой деприватизации не намечается. «Это я вам могу точно сказать», — заявил Путин. Прокуратура лишь «работает по отдельным направлениям и компаниям», но кошмарить бизнес не будут, однако предпринимателям следует соблюдать российские законы. А если не соблюдают, то, мол, сами понимаете.
Между тем в последнее время Генпрокуратура выставила не единицы, а десятки исков с требованием изъятия активов в пользу государства. Это вызвало обеспокоенную реакцию главы РСПП Александра Шохина: мол, это не способствует стабильности в стране.
Так, недавно по иску Генпрокуратуры изъяты в пользу государства 94,2% акций одного из крупнейших производителей формалина и метанола в России — компании «Метафракс Кемикалс». Формулировка примечательна: «в связи с незаконной приватизацией в 90-е годы». Хотя многие подозревают, что на самом деле потому, что фирмой владеют бизнесмены из США. Та же Генпрокуратура предлагает конфисковать у структур Андрея Мельниченко акции компании «Сибэко». А тут почему? Потому что актив куплен у бывшего министра Михаила Абызова, который давно в СИЗО, или потому что Мельниченко дал нелояльное интервью The Financial Times? В чем именно нарушение закона? А пусть теперь суд решает.
Затронул Путин и тему «релокантов». Но не тех сотен тысяч граждан, которые убежали непонятно от чего и которые «пусть живут где хотят», а высокопоставленных. В отношении первых, впрочем, не прозвучало никаких резких заявлений, как о «предателях Родины», в духе советских времен. А вот бывший глава «Роснано» (а много ранее — глава президентской администрации) Аналогий Чубайс удостоился презрительных характеристик. Мол, «удрал», видимо, опасаясь расследования «финансовой дыры» в «Роснано». Хотя уголовных дел, как отметил Путин, пока нет. Но что-то подсказывает, что определенные звенья системы могут воспринять это как сигнал к тому, чтобы они теперь появились. Или вот эта цитата: «Мне показали какую-то фотографию из интернета, где он уже не Анатолий Борисович Чубайс, а Моша Израилевич, где-то живет там. Зачем он это делает, я не понимаю». Прошелся он и по основателю «Яндекса» Аркадию Воложу, который, как считает президент, сделал антивоенное заявление, потому что хочет «хорошо жить в Израиле и иметь хорошие отношения с местными властями». А до этого «сидел и молчал долгое время». Судя по оценке президента в 160-170 уехавших деятелей культуры, в кремлевской администрации ведутся соответствующие списки.
На этом фоне интересная история произошла с тиктокером Даней Милохиным, который на днях вернулся из Эмиратов и был замечен главой Лиги безопасного интернета Екатериной Мизулиной, предложившей призвать его в армию как не имеющего права на отсрочку. Кстати, откуда она это знает? После чего Даня, недолго думая, рванул обратно. В 23:18, как сообщила та же Мизулина, он пересек границу во «Внуково», что, по ее словам, стало результатом «консолидации и единения гражданского общества, о котором говорит наш президент». В этом смысле система действительно работает как часы. И пока нет никакой надобности ничего подкручивать и подстраивать.