Абайя раздора: во Франции опять вспыхнули споры по поводу одежды школьников
Лента новостей
Одна часть французского общества увидела в запрете министра просвещения надевать в школу традиционное арабское платье очередное проявление поляризации между французами-мусульманами и французами-католиками, другая считает, что недавно назначенный министр просто хочет громко заявить о себе
Если раньше во Франции общество спорило об уместности ношения в школе таких элементов одежды, как никаб и бурка, то теперь конфликт разгорелся по поводу абайи — женского платья, которое можно назвать скорее национальной, нежели религиозной одеждой. Абайя — это традиционное длинное женское платье, это слово так и переводится с арабского. Собственно, как и его мужской эквивалент — «камис». От которого, кстати, произошли и многие европейские варианты, в том числе и известный в русском языке «камзол».
Именно его перед началом учебного года запретил носить в школах министр просвещения и дел молодежи Франции Габриэль Атталь, назначенный на эту должность в конце июля.
Он обосновал свое решение законом 2004 года о религиозной символике в государственных школах, который особо запретил такие элементы одежды, как чадра например. Но консенсус был найден: вне школы пожалуйста, внутри — извольте снять. Теперь же действия министра породили новый раскол. Рассказывает преподаватель французской литературы в частно-государственной гимназии в Париже Маша Фогель:
Маша Фогель преподаватель французской литературы в частно-государственной гимназии в Париже «Девушки, которые надевают чадор или хиджаб, снимают их, когда входят в школу. Но уже несколько лет начали надевать платье — абайю, которое все знают как мусульманское платье. Есть преподаватели, которые не соглашаются и которые говорят, что они ничего не скажут этим девушкам, которые так одеваются. То есть они против этого закона, они говорят, что это стигматизация. Есть другие, которые, наоборот, говорят, что есть закон. Но большинство говорят, что это не самый важный вопрос и что министр это делает, только чтобы о нем говорили».
В некоторых учебных заведениях решение министра повлекло за собой дальнейшую разикализацию. Так, в лицее Жана Мермоза в Монпелье директор приказал поставить забор перед зеркальным окном во внутреннем дворе, который позволял некоторым ученицам надевать головные платки при выходе из класса. Очевидно специально. Скоро в социальных сетях в его адрес появились угрозы, а изначальное сообщение собрало почти 400 тысяч просмотров и тысячи комментариев и перепостов и обвинений в «исламофобии» и «расизме». В четверг директор школы лицея составил заявление об «угрозе убийством в адрес госслужащего».
Проблема конфликта между религиозным консервативным традиционализмом и сторонниками светской культуры для таких стран, как Франция, давно стала фундаментальной, и любые резкие действия, такие как решение молодого министра, нельзя назвать иначе, как подливать масло в тлеющий огонь, считает кандидат политических наук, доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО «Остается некая конфликтная среда постоянно. Столкновения между сторонниками классического французского секуляризма и мигрантской диаспоры, которая в значительной степени продуцирует иной социокультурный в сравнении с французским секуляризмом компонент. Они неизбежны, эти столкновения. С другой стороны, появляется новый министр, который пытается реализовать существующие регламенты и наталкивается на сопротивление диаспоральной общественности. Это надолго, ничего нового я не вижу».
Французская ассоциация «Действие за права мусульман» подала жалобу на решение министра, запрещающее ношение абайи, в Госсовет страны, который играет роль Конституционного суда. Но получила отказ. В своем коммюнике организация заявила, что ношение абайи является признаком этнической принадлежности и что Госсовет не выполнил свою роль по защите основных свобод детей, гарантирующих им доступ к образованию и уважение их частной жизни без какой-либо дискриминации. И не принял во внимание серьезность сложившейся ситуации.
Выступая в эфире телеканала RTL, новый министр просвещения Франции заявил, что он считает возможным в порядке эксперимента протестировать ношение учащимися единой школьной формы. Это заявление тут же вызвало насмешки со стороны оппозиции, которая увидела в этом способ уклониться от решения более важных вопросов.