«Хиросима» от «Дочерей Сосо»: новый спектакль об «уроке для всего человечества»
Лента новостей
У театрального проекта Жени Беркович «Дочери Сосо» — премьера «Хиросима». Новая постановка ее команды — о людях, оказавшихся в эпицентре ядерного взрыва, которые пытаются жить, а не выживать.
Спектакль очень тихий, но этой своей тишиной он оглушает. От первых минут, когда герои — простые японцы — вспоминают, что рутинно делали в то самое утро, до максимально драматичных сцен, уже после взрыва, когда «день обернулся ночью», а тысячи людей оказались убиты за мгновение. Нет ничего придуманного, кроме хокку, написанных режиссером. Выразительных средств минимум. Это история о взаимопомощи в эпицентре катастрофы, очень горестная, тонкая и красивая: на сцене — огромный бассейн (кстати, задумка не очень дорогая, для воплощения потребовалось всего 50 тысяч рублей). Героини и свечи плывут по водной глади в тишине зрительного зала. О работе над ролью рассказывает актриса Мариэтта Цигаль-Полищук:
Мариэтта Цигаль-Полищук актриса «Их отношение к этому — то, что я для себя, наверное, в первый день наших репетиций сформулировала, что у них совершенно нет этого пресловутого вопроса: «За что?» Даже те вещи, в которых по большому счету, конечно, есть кого обвинить, в нашей ментальности это первое, что приходит в голову, а для них это то же самое, как какой-то природный катаклизм. Это идет сквозь все монологи этих людей. Мой персонаж, господин Танимото, уже в пожилом возрасте, он же выжил и прожил долгую жизнь, и есть видео, где он на какой-то американской передаче. Туда пришел человек, который воевал с другой стороны, имел отношение к сбрасыванию этой бомбы. Он с ним поздоровался, пожал ему руку. Такое очень русское слово «принятие», но там другое слово должно быть, мы его так и не придумали, оно, наверное, существует в их иероглифах, в нашем языке его нет».
Женя Беркович четвертый месяц находится в СИЗО, она обвиняется по делу об оправдании терроризма в спектакле «Финист — Ясный Сокол». Очередное заседание суда по продлению ареста состоится 6 сентября.
Премьера спектакля была 5 сентября. Ставит приятель Беркович, номинант «Золотой маски» Александр Плотников. За основу он взял репортаж и книгу американского писателя и журналиста Джона Херси о бомбардировке Хиросимы в 1945 году. Продолжает Александр Плотников:
Александр Плотников номинант «Золотой маски» «Мы выбрали этот материал и даже собрались буквально за несколько дней до того, как Женю и Свету арестовали. Сначала у меня было абсолютное ощущение, что это все совершенно бессмысленно и не нужно ничего делать, но потом близкие люди все-таки сказали, что, наоборот, это нужно, потому что театр должен продолжать жить. Мы переписывались с Женей, я рассказывал ей, как идут репетиции, спрашивал благословения, советов, как справиться с ее артистками. Они одаренные артистки, все очень глубокие, разные, настоящие люди. Каждая по-своему понимает все, что я говорю, и встраивает это в свой эмоциональный контекст. Я последние лет пять запоем читаю все, что связано с реституцией катастрофы, то есть тем, что искусство может противопоставить, сделать перед лицом катастрофы, будь то землетрясение, взрывы атомных бомб, цунами, глобальное потепление. Мне кажется, что искусство действительно в последнее время может с этим работать».
На спектакль «Хиросима» будет трудно попасть. Играют в пространстве «Внутри», зал всего на 100 мест. Следующие показы ориентировочно в октябре. Остается ловить билеты.