Алкоголь предложили перевозить не только по суше, но и морем
Лента новостей
Новые пункты приема, а именно порты Астрахань и Оля, нужны «в условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных стран»
Минфин предложил расширить импорт алкоголя из стран Закавказья еще на два российских порта. Согласно проекту постановления, ими станут порты Астрахань и Оля в Астраханской области. Поправки вносятся в старый проект от 2003 года.
Как пояснил Минфин, новые пункты приема нужны «в условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных стран». После введения антироссийских санкций ЕС «существенно возросла важность канала ввоза алкогольной продукции» из Закавказья, отметили в ведомстве.
Речь идет в первую очередь о Грузии, Армении и Азербайджане. Алкогольные напитки из этих стран быстро занимают свободные ниши на российском рынке, говорит эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
Денис Пузырев эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Интерес к алкоголю из стран Закавказья у нас есть, грузинское вино в числе лидеров по импорту вина в РФ, что традиционно, все знают грузинские вина. Азербайджан ввозит все больше, Армения со своими коньяками и винами — все это важно. Свято место пусто не бывает на рынке, если по отдельным категориям напитков, учитывая желание повысить пошлины для вин из недружественных стран, оно станет дороже, их заместят какими-то другими винами. Вопрос какими. Российское производство вина не может удовлетворить национальные потребности пока что, поэтому надо будет ввозить что-то не очень дорогое из тех стран, где не будут применены эти повышенные пошлины, где все это будет доступно. Первое, что приходит в голову, — страны Закавказья, где винодельческая отрасль и отрасль по производству крепких алкогольных напитков, в частности коньяка, достаточно динамично развивается и они могут удовлетворить практически любые объемы. Грузин не надо стимулировать, они с огромной охотой могут поставить огромное количество вина на этот рынок. Поэтому то, что собирается делать правительство, это еще расширить и решить логистическую задачу».
Как говорят в Минфине, развитие перевозок по Каспийскому морю позволит сохранить канал импорта алкоголя из стран Закавказья, а заодно и снизить расходы на логистику. Сейчас алкоголь из стран Закавказья импортируется по узкому участку в Верхнем Ларсе. Этот пункт постоянно перегружен и часто закрывается из-за непогоды. Горные районы, особенно зимой, подвержены обвалам. Кроме того, есть серпантины, мосты и тоннели, все это делает сухопутную логистику дорогой. Но откажутся ли от нее в пользу морских перевозок, пока неясно, говорит исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин:
Александр Липилин исполнительный директор виноторговой компании Fort «Наверное, можно сказать, что это хорошо: появляется еще один путь для того, чтобы вино в Россию поставлялось. Потому что ситуация такова, что, с одной стороны, Грузия достаточно комфортна с точки зрения пошлин, это страна беспошлинная, там много вина, которое в России традиционно любимо и уважаемо, покупаемо. С другой стороны, там всегда есть логистическая проблема — этот перевал, который зимой обязательно засыпает, все стараются заранее, пока его не засыпало снегом, привезти вино, потом какое-то время он не работает, возникают сбои в логистике. Когда вы на это закладываетесь, у вас возникают дополнительные расходы в виде того, что надо сделать большие запасы. Что касается альтернативного маршрута через Астрахань, например, возможно, это будет интересно, тут надо просто некоторое время подождать, пока выстроится эта логистическая цепочка, потому что пока неясно, сколько будут стоить поставки из Грузии через Азербайджан в Астрахань, насколько это будет выгоднее или дороже. Пока кажется, что это будет дороже, чем то, что есть сейчас. Но, если появляется такая возможность на государственном уровне, есть такое разрешение, думаю, что бизнес подтянется, возникнут дополнительные маршруты, конкуренция, возможно, что этот маршрут будет предпочтительнее. Пока рано говорить, надо подождать. Алкоголь — достаточно сложная тема, там есть специальный учет, есть внутри страны, на таможне, там специальный режим импорта, это связано со специальной маркой акцизной, не везде она может наклеиваться, не везде есть специалисты, которые могут заниматься растаможкой алкоголя. Не всякий таможенный терминал, порт может с алкоголем работать».
Как указывают в Минфине, Грузия уже высказывает идеи о пересмотре внешнеэкономических связей с Россией, что может сказаться на транспортном сообщении. Если Грузия закроется, алкоголь придется ввозить из Ирана и Турции.
Ранее уже были сообщения, что Грузия перекрыла поставки машин в Россию. Реэкспорт будет запрещен с 26 сентября, он касается европейских автомобилей с двигателями объемом более 1,9 литра, а также любых гибридов и электрокаров. Впрочем, Грузия фактически выполняет запрет уже сейчас, говорят участники авторынка.