Искусственное завышение рейтинга на Wildberries: вина продавца или проделки конкурентов?
Лента новостей
Слушатель Business FM рассказал, как его магазин на Wildberries попал под пристальное внимание алгоритма, который выявляет факты самовыкупа. Теперь маркетплейс постоянно штрафует селлера и лишает его важных конкурентных преимуществ. Продавец утверждает, что ведет дела честно и схемами накрутки не пользуется. Есть ли шанс доказать правоту?
Артур торгует на Wildberries электротоварами и другими позициями около двух лет. Дела шли успешно, бизнес приносил хорошую прибыль. По некоторым артикулам его карточки были лидерами при поисковой выдаче. И, видимо, это насторожило алгоритмы Wildberries. Уже больше десяти недель продавца штрафуют за так называемое использование механик искусственного завышения рейтинга.
Штрафы выставляются, в частности, за самовыкуп товаров с помощью третьих лиц. Такая схема нередка на маркетплейсах. Потом фейковые клиенты пишут хорошие отзывы и таким образом рейтинг онлайн-магазина растет. Артур утверждает, что ничем подобным не занимался, и готов это доказать.
Что особенно важно, селлеру ограничили функцию постоянной скидки. Она влияет на стоимость товара для покупателя. Продавец очень опасается, что может ее лишиться совсем. Это важный маркетинговый инструмент и конкурентное преимущество. Отсутствие скидки уже отрицательно отразилось на выручке. Говорит Артур:
«Больше всего переживаю за скидку СПП. Потому что это уничтожает мою торговлю полностью. Все миллионы запаса товара, который у меня есть, куда-то же мне надо его деть. Вот это самое страшное: если они заберут эту скидку. Я готов даже платить эту дань: две, четыре тысячи, один раз они мне 20 тысяч за неделю сняли. Я готов платить эти штрафы, лишь бы только СПП вернули. Я боюсь, если СПП полностью снимут, я сразу банкрот, никакого выхода нет».
По его словам, штраф выписывает робот и человеческого общения со службой поддержки не получается. Артур писал туда уже больше десяти раз. Говорят: повторные проверки показали, что селлер или кто-то по его просьбе делал самовыкуп.
Что делать Артуру дальше? Комментирует основатель юридической компании «Ассистент плюс» Смбат Алиханян:
Смбат Алиханян основатель юридической компании «Ассистент плюс» «Не согласен: нужно не просто писать, нужно писать претензии с обоснованием позиции и требовать возврата тех штрафов, которые были удержаны. Если маркетплейс на претензии реагировать не будет — в судебном порядке защищать свои права. Сейчас уже в судах, в Арбитражном суде Москвы множество споров с предметом аналогичным предмету Артура».
Может ли система ошибаться? Нужно ли алгоритм подкорректировать? Ведь методы выявления манипуляций с самовыкупом маркетплейс не разглашает. В сети можно найти информацию от вайлдберриз-аналитиков: в базе данных онлайн-магазина есть сотни тысяч скомпрометированных аккаунтов. Если с какого-то из них идут покупки, есть повод заподозрить продавца в использовании нечестных схем. Особенно строго наказываться могут большие объемы серых сделок и повторные нарушения.
Но в то же время предположим: если нужно «потопить» конкурента, можно заказать у него товаров с левых аккаунтов. Если раньше бот-сети использовали для накрутки рейтинга, то сейчас их могут применять для уничтожения бизнеса. Что было в случае магазина Артура, доподлинно неизвестно. Business FM попросила Wildberries повнимательнее присмотреться к этой проблеме.