«Опасный прецедент»: как суд арестовал фигурантов дела о смертельной экскурсии в Москве
Лента новостей
По ходатайству следствия суд отправил в СИЗО россиянина Никиту Дубаса и гражданина Казахстана Александра Кима. Они останутся под стражей до 21 октября. Оба отрицали причастность к организации опасного путешествия
Замоскворецкий суд Москвы поздно вечером 23 августа санкционировал арест 31-летнего жителя столицы Никиты Дубаса и 35-летнего предпринимателя из Казахстана Александра Кима в рамках дела о незаконной экскурсии по подземной Неглинке, которая унесла жизнь восьми человек. Свою вину они не признали.
Гендиректор компании «Спутник», проживающий в Санкт-Петербурге, гражданин Казахстана Александр Ким, в частности, апеллировал к тому, что его фирма не имеет отношения к организации экскурсий, а, по сути, является агрегатором туристических услуг. Однако несмотря на доводы его защиты, которая предостерегла суд от создания опасного прецедента, оба фигуранта отправились в СИЗО до 21 октября.
Весь день судья Ирина Зорина спринтерскими темпами рассматривала ходатайства об арестах, и очередь до фигурантов резонансного дела у нее дошла только к девяти часам вечера. Еще днем оба успели стать обвиняемыми в деле об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 238 УК РФ). Эта статья предусматривает до десяти лет лишения свободы.
Агрегатор экскурсий
Пока ждали начала заседания, коллега 35-летнего Александра Кима Александр Борцов, успел опубликовать в соцсетях письмо в его поддержку. В нем говорилось, что в задачу ООО «Спутник», работавшего на портале Sputnik8.com, входил поиск и бронирование экскурсий. Это был, по сути, агрегатор. «Сервис помогает людям найти информацию об экскурсиях и связаться с их организаторами. После чего участники самостоятельно договариваются о месте, времени и условия их проведения. «Спутник» лишь предоставляет площадку для их взаимодействия и выступает информационным посредником», — говорилось в обращении.
Той же линии защиты придерживалась защита доставленного накануне из Санкт-Петербурга в Москву бизнесмена. Поддержать его в столицу приехала жена Виктория Де. Она готова была внести за мужа залог в 5 млн рублей.
Представив суду положительные характеристики, сертификаты и благодарственные письма, адвокаты Кима попросили приобщить в дело выписку из банка о наличии на счетах у его супруги денег, а также договор на арендованную в Одинцовском районе Подмосковья квартиру.
Последнюю адвокаты Михаил Вощинский и Максим Максимов предложили использовать для избрания клиенту альтернативной меры пресечения — запрета определенных действий или домашнего ареста.
Опасная прогулка
Следователь из Главного следственного управления СКР Москвы был неумолим. Он заявил, что задержанный обвиняется в совершении тяжкого преступления против жизни и здоровья, повлекшего смерть в том числе двух несовершеннолетних.
Трагедия, в результате которой погибли восемь человек, произошла в воскресенье, 20 августа. Проигнорировав предупреждение синоптиков о надвигающемся ливне, группа из семи человек под руководством 32-летнего гида Константина Филлипова отправилась на экскурсию по подземной Москве. В районе Неглинки участники прогулки не смогли выбраться из коллектора, поскольку вода заполнила водоток по самые своды. В понедельник, 21 августа, на поверхность вынесло четыре тела (причем одного утонувшего нашли у причала в «Зарядье», прямо под Парящим мостом), а во вторник, 22 августа, разыскали еще четверых утонувших. Погибшими кроме гида оказались 63-летняя супружеская пара из Санкт-Петербурга Елена и Андрей Фадеевы, 34-летняя Дарья Быкова, 47-летний руководитель PR-службы крупной IT-компании «Ланит» Дмитрий Маркушкин, его 16-летняя дочь, а также 18-летний племянник с 15-летней подругой.
Настаивая на аресте Александра Кима, следователь заявил, что его преступные действия носят «осознанный и систематический характер на протяжении длительного времени» и бизнесмен «получает доход от экскурсий, в том числе опасных для жизни и здоровья потребителей». При этом обвиняемый совершил тяжкое преступление против здоровья населения и общественной нравственности группой лиц по предварительному сговору.
По мнению следователя, имеющего иностранное гражданство бизнесмена на свободе оставлять нельзя, так как по месту временной регистрации он не проживает, а, значит, может скрыться, оказать давление на свидетелей и потерпевших, а также скоординировать свои действия с еще неустановленными соучастниками и теми, кто уже был объявлен в розыск. Здесь следователь, судя по всему, имел в виду третьего фигуранта, уехавшего в спешном порядке в ОАЭ гендиректора ООО «Авангард» Александра Лазовского.
Ходатайство об аресте Александра Кима поддержала прокурор, сказав, что он по состоянию здоровья может содержаться под стражей.
«Телепатическая связь»
Сам 35-летний бизнесмен просил не отправлять его в СИЗО. Он рассказал, что получил два высших образования в Санкт-Петербургском государственном университете, его компания «Спутник» является резидентом «Сколково», получает от фонда льготы и аккредитована Минцифры.
«Когда я узнал о [трагических] событиях, то ответил на звонок прокуратуры Москвы, не пытался скрыться, на всех этапах помогал сотрудникам правоохранительных органов во время обыска дома и в офисе», — сказал бизнесмен. Он добавил, что не стал противиться и доставке в Москву. Бизнесмен выразил недоумение по поводу того, что стал фигурантом уголовного дела. «Мы не являемся организатором экскурсий, не являемся турбюро, мы лишь разрабатываем платформы для организации турпоездок», — настаивал Ким.
Его адвокат Михаил Вощинский признался, что когда услышал ходатайство следователя, ему стало «не по себе». «Тут написано, что Ким вступил в преступный сговор с Никитой Дубасом и покойным Кириллом Филлиповым. Это люди, которые занимались организацией экскурсий, — сказал адвокат. — Ким к организации экскурсий отношения не имел. Он айтишник. Он никогда их не видел, не переписывался ни с Дубасом, ни с Филлиповым. Объясните мне, как можно вступить в сговор с человеком, никак не коммуницируя? Это что, телепатическая связь?»
Второй адвокат Кима Максим Максимов возмутился тем фактом, что его клиента, интеллигентного человека, следствие «выставило чуть ли не бомжом», указав, что тот не проживает по месту временной регистрации.
Лидер туриндустрии
«Да, он гражданин Казахстана, это одно из немногих дружественных для России государств. Стоит ли человека дружественного государства без наличия доказательств вины отправлять в тюрьму?» — задал защитник риторический вопрос.
Он рассказал, что в России Александр Ким проживает с 2006 года, платформа «Спутник» создана в 2012 году, теперь она занимает одну из лидирующих позиций в мире в области туриндустрии — на этой международной площадке можно посмотреть экскурсии более чем в 170 странах мира. Штат ее IT-специалистов насчитывает более 50 человек, а выручка только за последний год составила более 450 млн рублей.
«Спутник» — это «фактически доска объявлений», — сказал Максимов. Он высказал мнение, что арест бизнесмена создаст «плохой прецедент», который может «погубить IT-индустрию России», если за некачественно оказанную услугу будут привлекать руководителей таких подобных платформ-агрегаторов.
Однако судья, взвесив доводы сторон, ходатайство следствия удовлетворила, отправив Александра Кима в СИЗО до 21 октября. Услышав решение, жена бизнесмена разрыдалась. После чего в зал завели 31-летнего москвича Никиту Дубаса.
Официально неработающий уроженец Белоруссии оказался отцом двух несовершеннолетних детей и инвалидом третьей группы. Несмотря на то, что, по данным СМИ, после трагедии он сразу прилетел в Москву, следователь настаивал, что тот, находясь на свободе, сбежит.
Вернуться, чтобы сесть
«Его действия носят преступный, систематический характер», — сказал он, добавив, что законного источника Дубас не имеет, а получает доход «лишь от оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, которые заключаются в проведении экскурсий по подземным коммуникациям, за что законодательством Москвы предусмотрена административная ответственность». Прокурор вновь заняла сторону следствия.
Сам задержанный, имеющий российское гражданство и прописанный в Москве, в начале процесса сообщил, что занимался созданием веб-сайтов. Он заверил, что скрываться не намерен, и обещал помогать расследованию. «От следствия я не скрывался, в органы правопорядка явился самостоятельно, передал пароль от телефона и электронной почты», — сказал он. Страдающий сахарным диабетом фигурант просил оставить его на свободе, заметив, что в СИЗО ему будет затруднительно контролировать уровень сахара в крови.
Его адвокат Валерий Ушаков предложил отправить подзащитного под домашний арест. Он заявил, что «в материалах дела отсутствуют сведения о причастности Дубаса к преступлению». Однако более подробно защитник эту мысль не развил. Пока ждали решения, обвиняемый, предчувствуя заключение под стражу, просил адвоката позаботиться о его коте и продать электровелосипед.
Его беспокойство не было напрасным — судья санкционировала заключение Дубаса под стражу также до 21 октября. Защита планирует обжаловать решения об аресте.