В чем причина дефицита дизтоплива на заправках в южных регионах России?
Лента новостей
Минэнерго назвало причиной сложностей с поставками на юг России топлива туристический сезон и загрузку железной дороги. В РЖД эту взаимосвязь отрицают, но с топливом на южных заправках действительно есть перебои
Обновлено в 18:32
Минэнерго и РЖД поспорили из-за дефицита топлива на заправках в южных регионах России. Ведомство говорит, что перебои в поставках — из-за высокой нагрузки на железные дороги в туристический сезон. РЖД отмечают, что сезон ни при чем, а все заявки согласовываются заранее. Пока структуры переживают, чтобы хватило топлива аграриям, на дефицит дизеля жалуются дальнобойщики.
Дефицит топлива на АЗС в южных регионах Business FM подтвердили, причем не аграрии, закупающие топливо обычно впрок, а дальнобойщики, которым нужно непрерывное снабжение на всем маршруте. В числе остродефицитных регионов упоминались Саратовская, Рязанская и Новосибирская области, Крым. Случилась даже некая полемика между ведомствами. Минэнерго посчитало, что в «нарушении ритмичности поставок» повинна железная дорога, которая не справилась с нагрузкой в туристический сезон. В РЖД ответили, что одно от другого не зависит и заявки на топливо обрабатываются заранее и в приоритете. Как бы то ни было, заправки на юге повысили цены на дизель, убрали скидки, а кое-где уже несколько дней нет топлива вообще, говорит президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:
Владимир Матягин президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» «То, что сейчас отпускная цена за литр 57-58, — это биржевые идут, без учета доставки. Отменяют все заправочные станции для перевозчиков скидки. На 6 рублей цена как минимум для перевозчиков повысилась, это очень серьезно для бизнеса, потому что маржинальность грузовых перевозок очень небольшая. И получается, Краснодар, Ростовская область, Ставропольский край, Крым, и мне подтверждающие именно фото-видео перевозчики скидывали, что на заправках нет дизельного топлива. Обосновывают тем, что закончилось, заправки сломались и так далее. Но когда это по несколько дней, и человек, допустим, в Крыму заходил на заправку, ему сказали: три дня уже топлива нет дизельного, и неизвестно, когда будет».
По просьбе Business FM председатель ростовской общественной организации «Объединение транспортных перевозчиков» Сумбат Авдольян привел актуальные расценки на заправках в южных регионах:
— Говорят перевозчики в Ростовской области, в Краснодарском крае. «Газпром» заправки — вообще солярки нет, цены нулевые стоят. «Роснефть» пока 57,60, насчет дизеля говорю. «Лукойл» — 60,08. Shell заправка, вчера было, я ездил специально, — 60,90. Частные заправки — до 68 рублей за литр.
— Это сильно больше, чем было раньше?
— Было 56 рублей, допустим, литр, буквально последнее, что было, и сразу выросло в течение двух-трех дней. Цены логистические компании не поднимают, а перевозчик от этого не может возить, поэтому люди стоят уже на том, что будут останавливаться в связи с тем, что они не вкладываются в расходы, приходы. Скорее всего, это «договорняк» очередной.
При этом ведомства, судя по всему, пока переживают больше за аграриев. Минэнерго рекомендовало нефтяникам сдерживать мелкооптовые цены на дизельное топливо в сельскохозяйственных регионах. Там напомнили о договоренностях с РЖД и нефтяными компаниями, о приоритете в снабжении топливом в период уборки урожая и скорой посевной. В Минэнерго считают, что объема производства и запасов дизельного топлива достаточно для покрытия спроса. В ассоциации «Руспродсоюз» заявили Business FM, что наблюдают рост цен на дизельное топливо и опасаются, что это повлияет на себестоимость сельхозпродукции. Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства из Астрахани Александр Алымов, например, совсем не переживает:
Александр Алымов руководитель крестьянско-фермерского хозяйства из Астрахани «Конечно, когда люди отправились на заправки «Газпрома» и обнаружили, что там есть какая-то недостача топлива, мгновенно появилась информация о всеобщем дефиците, в то время как на других заправках топливо в полном объеме есть. Я как пользователь автомобилей и как фермер, там есть у нас небольшой трактор, есть у нас грузовой транспорт, мы тоже на заправки ездим и тоже заправляемся. То есть мы не покупаем, конечно, цистернами топливо. И от коллег-фермеров я тоже не слышал, чтобы они с чем-то таким столкнулись».
Говорить о тотальном дефиците топлива на заправках в южных регионах все же нельзя, а вот некоторые сложности есть, признает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:
Павел Баженов президент Независимого топливного союза «На ряде заправок дефицит в связи с тем, что у нас на рынке ценовой диспаритет сложился, когда у нас розничные цены на стелах нефтяных компаний ниже, чем цены оптовые. А экспортная альтернатива у нас просто в космосе с таким дешевым рублем, плюс фактор сезонности, плюс сокращение выплат по демпферу, и в общем масса причин. Ряд заправок вполне могут перестать продавать топливо просто для того, чтобы переждать эту ситуацию диспаритета. Второй момент — это сложности с логистикой. Трафик туристический, и в зону СВО едут различные товары, топливо и иже с ним. Это технический сбой, в целом в регионах топливо есть».
Минсельхоз напомнил, что в августе ответственные ведомства и топливные компании обсуждали стабилизацию цен на ГСМ, особенно в важных аграрных регионах. А некоторые депутаты Госдумы ранее предложили ужесточить контроль за ж/д перевозками топлива.