Большая немецкая тройка в сборе: BMW и Audi тоже отключили российских дилеров от программного обеспечения
Лента новостей
Дилерские центры испытывают проблемы с техобслуживанием, а водители, возможно, не смогут пользоваться электрическими примочками своей машины. Постепенное одностороннее отключение продолжается уже несколько месяцев, однако судебных исков от автодилеров пока не видно
Обновлено в 17:30
Еще два немецких автоконцерна, BMW и Audi, отключили своих российских дилеров от онлайн-систем. Первым был Mercedes-Benz. На практике это выразилось в задержках техобслуживания в автодилерских центрах и работе мастеров по старинке, когда никаких онлайн-систем не было, а богатый опыт и бумажные каталоги запчастей — были.
Параллельно ходили слухи, что за санкциями Mercedes последуют отключения BMW, а теперь автодилеры говорят, что к ограничениям присоединилась и Audi. Санкции пока касаются именно автодилеров, которые с уходом в «серое» поле перестали быть по факту «официальными». У водителей пока вся электроника работает — удаленный запуск, подогрев руля и сидений, просмотр остатка топлива. Скорее всего, доступ к онлайн-услугам останется, но авто перестанет получать обновления, что чревато будущими ошибками в системе.
Владелец BMW Х6 2021 года Никита говорит, что приложением не пользуется, но ему звонили из сервиса с рекомендацией перепрошить ПО:
— Новость появилась, что будут отключать от мобильного приложения, невозможно будет запустить машину удаленно. Но я вам так скажу, что я пользуюсь машиной старым дедовским способом. То есть у меня машина свежая, но я никогда этим не пользовался, и поэтому, в принципе, меня новости эти не сильно трогают. Я подхожу к машине, сажусь, завожу и еду, и неважно, зима или лето, возможно, из-за того, что у меня есть парковка закрытая. Хотя есть друзья, которые пользуются этой услугой, но от них я тоже не слышал, что это какая-то проблема. Поэтому, в принципе, машина работает, все хорошо, едем.
— А у вас ключ электронный или физический?
— Машина открывается по чипу, ты с собой в кармане носишь карточку, и у тебя все работает удаленно. Подходишь к машине, она уже открывается.
— На сервисе у официалов обсуживаетесь?
— Да, у официалов, потому что машина на гарантии еще. Они мне по гарантии уже предлагали какое-то ПО перепрошить, но я до них не доехал.
Какие конкретно проблемы начнутся из-за отключения онлайн-систем со стороны немецких фирм? Во-первых, сервисы перестанут видеть историю автомобиля: когда и какой ремонт проводился, какие детали менялись. Во-вторых, о гарантийном ремонте можно забыть: придется везти условную коробку-автомат из Казахстана. В-третьих, прописать новые агрегаты в электронному «мозгу» автомобиля будет невозможно, а значит, функционал комплектующих может быть ограничен. Например, сиденья перестанут подогреваться и надо будет использовать неофициальные прошивки. Самой большой проблемой для водителей станет потеря брелока от машины, то есть электронного ключа. Восстановить его обычным способом у автодилера не получится. Здесь тоже поможет параллельный импорт, говорит автоэксперт Артем Бобцов:
Артем Бобцов автоэксперт «Ограничения, на самом деле, автоконцерны постепенно вводили довольно давно. Как-то все приспособились. Я могу в пример привести компанию Porsche, которая отключила все онлайн-сервисы для российских дилеров еще в начале марта прошлого года. Где-то сделали офлайн-доступ — обновили свои базы данных через флешку. Где-то сделали параллельный доступ через аккаунты некоторых дилеров в дружественных странах: через них проводили гарантийное обслуживание. Главная проблема здесь — это перепрограммирование ключей. Сейчас, чтобы прописать новый ключ, нужен обязательно онлайн-доступ к серверу автопроизводителя. Но в то же время, соответственно, через дружественные страны эту проблему решить можно. Но есть проблема при обслуживании, скорее всего, машины потребуют более длительного времени пребывания на сервисе, пока дилер обходными путями будет детали перепрограммировать и проводить диагностику. Автовладельцам это все будет стоить еще дороже».
Что интересно, ни одного иска от автодилеров по отношению к своим концернам еще не видели, хотя налицо нарушения закона о защите прав потребителей. Человек, заплативший за премиальную немецкую модель 15 млн рублей, рискует лишиться базовых комфортных услуг. Более того, есть риск для безопасности машины. Однако подавать иски сейчас некорректно, считает автоюрист Сергей Смирнов:
Сергей Смирнов автоюрист «Да, у нас закон о защите прав потребителей, который в том числе в отношении автомобилей обязывает изготовителя и импортеров обеспечивать безопасную эксплуатацию транспортных средств и возможность ремонта. Учитывая ту ситуацию, которая на сегодняшний момент имеется у нас в стране, здесь, конечно, есть свои нюансы, и они, наверное, уже не могут быть решены в рамках правового поля нашей страны. Потому что можно, конечно, сколько угодно говорить, как предлагал кто-то из депутатов, предъявлять всяческие иски, в том числе коллективные. Но встает вопрос о том, кому мы будем их предъявлять, а самое главное, даже если этот иск чисто теоретически будет удовлетворен на территории РФ, то встанет вопрос, а как его исполнять, это решение суда, учитывая, что РФ сама по некоторым вопросам в одностороннем порядке вышла из международных соглашений».
А еще автодилеры пока не подают иски, возможно, потому, что хотят сохранить лицо в случае возвращения концернов на российский рынок. Пути обратно закрывать никто не хочет, поэтому есть вероятность, что работать друг с другом потом как-то еще придется.