Рубль успокаивается
Лента новостей
После повышения ключевой ставки и договоренностей с экспортерами курс доллара резко упал, но теперь колебания замедляются. К вечеру 17 августа он составил 93,7 рубля, что на 89 копеек ниже уровня закрытия предыдущих торгов. Можно ли подводить итоги рублевого шока?
После трехдневного шторма — со вторника по среду курс рубля ежедневно скакал чуть ли не на 5% — на валютном рынке наступает сравнительное затишье. Колебания четверга по амплитуде вдвое меньше: от утренних пиков в 95 за доллар до дневных минимумов чуть ниже 93.
Словесные интервенции сделаны: власти грозятся контролем за капиталом, но пока договорились с экспортерами. Фактические тоже: ЦБ впервые за полтора года повысил ставку более чем на 1 пункт, с 8,5% сразу до 12%. Комментирует директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев:
Олег Буклемишев директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Эта тема, конечно, не закончилась, на мой взгляд. Те условия стабильности, которые сейчас наступили, не выглядят очень устойчивыми, хотя бы потому, что достигнутые договоренности носят больше кулуарный характер. Да, компании могут действительно репатриировать большую долю своей валютной выручки, если у них таковая будет. И, по всей видимости, в ближайшее по крайней мере время, на ближайшем горизонте компании будут делать все, чтобы не раздражать регулятора тем, что у них, допустим, значительная доля их выручки оседает на зарубежных счетах. Но, помимо того, что предписывается на таких закрытых совещаниях, есть еще и рыночная конъюнктура и есть то, что компаниям выгодно или невыгодно делать. И в конечном итоге в более сложных с коммерческой точки зрения ситуациях компании, конечно, будут делать выбор не в пользу насыщения внутреннего рынка, а в пользу зарабатывания прибыли. И поэтому при поступлении тех или иных негативных новостей мы по-прежнему будем сталкиваться с узким рынком в основных конвертируемых валютах. Поэтому это будет постоянно такой мерещащийся, дребезжащий риск на российском рынке. Не могу сказать, что во втором полугодии наступит стабилизация или наоборот. Это очень живая и многофигурная игра, чтобы ее можно было вот так просто предсказывать».
О результатах встреч правительства с экспортерами пока известно только из источников СМИ. По данным «Ведомостей», власти решили пока не ужесточать валютный контроль, договорившись с бизнесом «в неформальном порядке». Подход явно будет менее эффективным, чем введение жестких нормативов по продаже валютной выручки: раз экспортеры сопротивлялись установке планки, вряд ли они будут репатриировать такую же долю валюты добровольно. Тем не менее именно на публикациях о переговорах рубль укреплялся наиболее заметно. Получается, ставку ЦБ поднимал зря? Говорит главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Ожидать, что весь эффект произойдет в первый день, было по меньшей мере глупо. Это должно было занять время. Более того, у нас перед глазами есть пример весны 2022 года, например апреля. Центральный банк, насколько я помню, снизил тогда ставку на 300 базисных пунктов, то есть было движение, сопоставимое с нынешним. Это происходило на стремительно дорожавшем рубле, и основным мотивом у ЦБ, в моем понимании, как раз было это удорожание сдержать. Результатом этого сюрприза стало практически полуторанедельное торможение и даже разворот в динамике курса рубля. А потом эффект, к сожалению, испарился и, в общем, удорожание продолжилось дальше. И последующие снижения такого эффекта даже близко не имели. Двенадцать процентных пунктов — это вполне тот уровень, который может позволить недельку-другую, а то, может, и побольше динамику курса сдержать и на время развернуть. Я бы не стал утверждать, что анонсы и словесные интервенции, а также ряд формальных и неформальных дополнительных мер произвели больший эффект, чем ставка. По крайней мере, исторические наблюдения это делать не позволяют. И должен сказать, что, в принципе, в совокупности пока принятые меры производят на меня довольно благоприятное впечатление. То есть, несмотря на приличные негативные последствия предпринятых шагов, у меня пока ощущение складывается, что основного эффекта достичь удается».
Более долгосрочные перспективы рубля остаются туманными. Двузначная ставка едва ли совместима с серьезным экономическим ростом, джентльменские соглашения с левиафанами экспорта не продержатся вечно, а импорт потребительских товаров с оплатой в иностранных валютах живее всех живых. Где рубль найдет новое равновесие? Оценка директора Банковского института НИУ ВШЭ Василия Солодкова:
Василий Солодков директор Банковского института НИУ ВШЭ «Никакие из фундаментальных причин, которые вызвали этот обвал, собственно говоря, не были затронуты. Ни один Центральный банк не может долго противодействовать рынку — рынок всегда во всех случаях будет сильнее. У нас были прецеденты, когда не давали рублю падать, — до 1998 года, это закончилось дефолтом. Был период времени, когда рублю не давали расти, — это закончилось кризисом 2008 года. Поэтому нормальная совершенно ситуация — это плавающий курс. А вот где будет найдена та равновесная величина, сказать сложно. У нас сейчас деформированный рынок. Считать что-то по паритету покупательной способности очень сложно. Если раньше мы могли покупать-продавать товары в Европе, сейчас этого нет. Сейчас используются различные костыли, и в ходе этого цена товаров, которые напрямую попадали к нам, вырастает в разы. Скорее всего, если не будет никаких жестких воздействий, не будет экономических бед, то курс будет колебаться в районе 100 рублей за доллар. Но, опять-таки, это не означает, что не будут выкручивать руки экспортерам, не обяжут продавать валютную выручку и так далее».
Другие собеседники Business FM настроены более оптимистично и ожидают хотя бы временного укрепления курса до 80-90 рублей за доллар. Именно этот диапазон назвал «оптимальным для экономики и бюджета России» первый