Маркетплейсы обсуждают условия дистанционной продажи алкоголя
Лента новостей
Маркетплейсы хотят освободить от ответственности в случае продаж несовершеннолетним или продажи контрафакта. На данный момент власти опасаются именно этих двух нарушений
Обновлено в 18:00
Онлайн-продажа алкоголя через маркетплейсы, похоже, все-таки будет. При этом маркетплейсы хотят освободить от ответственности в случае продаж несовершеннолетним или продажи контрафакта. Такие выводы делают эксперты, исходя из проекта закона об онлайн-торговле алкоголем.
Концептуально законопроект сенатора Андрея Клишаса поддержали и Минфин, и Минпромторг, и Росалкогольрегулирование, пишут «Ведомости». Однако Федеральная антимонопольная служба настаивает, что проект надо дополнить «положениями об ответственности всех лиц, участвующих в процессе продажи и доставки потребителям алкогольной продукции дистанционным способом».
Основных опасений у регуляторов два — это возможные случаи продажи алкоголя несовершеннолетним, а также реализация контрафакта. Поди проверь, что пытается сбыть неизвестный продавец. В то же время довольно неожиданно ведомства, в частности Минфин, хотят избавить от ответственности сами маркетплейсы: предложено считать их «информационными площадками», то есть обычными посредниками. Комментирует юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова:
Мария Свиридова юрист по защите прав потребителей «Основная проблема продажи алкоголя онлайн в том, чтобы исключить вероятность продажи несовершеннолетним. Если предоставить лазейку маркетплейсам, то весь алкоголь будет продаваться на маркетплейсах как на информационной площадке. Продавец не всегда имеет возможность проверить, он не имеет доступа, например, к данным покупателя, которые хранятся в личном кабинете пользователя маркетплейса. Вероятность того, что будут нарушения при реализации алкоголя, в том числе нарушения возрастных критериев, есть и в достаточно большом количестве. Дабы исключить нарушение закона, ответственность должна быть полноценно на всех участниках. Со стороны маркетплейса, например, нужно реализовать проверку и вообще исключить из поиска эту категорию товаров для несовершеннолетних, поскольку аккаунты сейчас у нас привязаны к достаточно большому объему информации о пользователе, и неправильная дата рождения просто не пройдет. Либо, например, сделать доставку алкоголя только в пункты выдачи и обязательно в пунктах выдачи проверять паспорт».
По мнению юристов, ответственность в случае продаж алкоголя детям или реализации контрафакта следует распространить все-таки и на маркетплейсы, и на продавцов. Маркетплейсы могут, например, давать доступ к разделу со спиртным только тем аккаунтам, где несколькими способами подтверждено совершеннолетие. А при выдаче товара нужно обязать курьеров спрашивать паспорт. В нынешнем видео законопроект, конечно, очень выгоден маркетплейсам, считает основатель школы «Меркатус» Лео Шевченко:
Лео Шевченко эксперт по маркетплейсам, основатель школы «Меркатус» «Конечно, я уверен, что маркетплейс такой новости точно обрадуется, потому что это увеличение их корзины, это увеличение среднего чека покупок, поэтому они будут максимально за эту историю. Что касается регулирования, здесь, конечно, большой вопрос. Первый вопрос — это регулирование того, чтобы поставки были качественной продукции, чтобы не было контрафакта. Тут нужно тоже будет вводить дополнительную проверку, сейчас есть в пищевой продукции сертификация, здесь, видимо, нужно будет тоже акцизы проверять и все это еще улучшать. Потому что сейчас, допустим, до сих пор еще на маркетплейсах продают часть той же одежды, которая должна сертифицироваться «Честным знаком», получать КиЗ (контрольные идентификационные знаки), а часть одежды все равно продается без него либо с поддельными КиЗ. Если будет продажа со склада поставщика, тогда это вообще напрямую, получается, от поставщика к клиенту, и здесь вопрос контрафакта тоже будет вставать очень сильно, это первое. А второй вопрос: как будет идти регулирование с точки зрения того, чтобы покупали только совершеннолетние. Сейчас, допустим, есть у Ozon, «Яндекс.Маркета» опция, когда привозят посылку и кладут ее около двери».
Хотя концептуально, конечно, онлайн-продажа алкоголя давно напрашивалась. Можно опереться хотя бы на западный опыт, говорят эксперты. В перспективе можно и вовсе сокращать объемы выставляемой алкогольной продукции на привычных полках магазинов и все постепенно уводить в онлайн. У идеи таких продаж есть и другие неочевидные плюсы, говорит гендиректор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский:
Максим Черниговский гендиректор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» «Во-первых, я хочу сказать, что я, конечно, являюсь безусловным сторонником легализации онлайн-продаж легальной алкогольной продукции. Данная легализация повысит конкурентную составляющую на алкогольном рынке, существенно поможет небольшим винодельням, которые находятся на юге России. У вас более 70% всего алкогольного объема на сегодняшний день реализуется в крупные федеральные розничные сети. По понятным причинам эти небольшие винодельни не могут организовать дистрибуцию своей продукции туда. Более того, легализация онлайн-продаж, на мой взгляд, снизит проблему алкоголизации, как ни странно, в Российской Федерации. Одним из главных оппонентов легализации онлайн-продаж является Минздрав, который считает, что легализация онлайн-продаж повысит алкоголизацию, но это не так. Дело в том, что я являюсь безусловным сторонником перенесения всех продаж, в том числе легальной алкогольной продукции, в специализированную розницу. В первую очередь речь идет о крупных городах, где есть соответствующая материальная база. Сейчас приходишь в легальные розничные магазины и видишь следующее: рядом с кондитерскими изделиями, где в основном концентрируются дети, подростки, стоят паллеты с водкой и с пивом. Что же в этом хорошего-то, задаю я вопрос Минздраву».
Минфин также предлагает дать доступ к продаже алкоголя только тем онлайн-площадкам, которые включены в специальный реестр и обладают лицензиями на закупку, хранение, поставку и розничную продажу алкогольной продукции. Само собой, такого реестра пока не существует. Впрочем, в Ассоциации компаний интернет-торговли, куда входят все крупные игроки, отметили, что маркетплейсы идеи Минфина поддерживают.
Участвовать в онлайн-продажах алкоголя готовится и «Почта России». Ранее у ведомства намечался эксперимент по продаже российских вин через сайт, но соответствующий законопроект пока не принят.