Исследования: за внимание покупателей борются квартиры разных форматов и комплектаций
Лента новостей
Что пользуется у современных покупателей большей популярностью — классика или евроформат? И если на обустройство новостройки уходит много времени и сил, то почему будущие новоселы не спешат приобретать квартиры с меблировкой? Ответы — в выводах проведенных исследований
Однородностью мнений профессионалы рынка новостроек не отличались никогда, как, впрочем, и их клиенты. И если уж девелоперы и покупатели до сих пор не могут прийти хотя бы к плюс-минус общему пониманию классификации жилья (несмотря на неоднократные попытки различных компаний и структур разработать критерии, претендующие на статус общепринятых), то что уж говорить о менее масштабных вопросах.
«Мы по-прежнему видим, что многие горожане стремятся уехать жить за город, и ставший повсеместным удаленный формат или как минимум гибридный график работы этому способствует» или «нынешний тренд — возвращение жителей мегаполисов из загорода обратно в город, хотя они и начинают искать в городской жизни загородные атрибуты» — и какое движение мощнее? «Современные покупатели отказываются приобретать квартиры без лоджий и балконов, которые могут служить спортзалом, рабочим кабинетом и личной прогулочной зоной» или «современные покупатели, как и многие девелоперы и архитекторы, считают балконы пережитком прошлого и складом на открытом воздухе, место которого в цивилизованном мире должны занять обустроенные кладовки» — и какое высказывание правдивее?
В итоге каждый заинтересованный берет за точку отсчета то утверждение, которое кажется ему наиболее правильным, задает собственный вектор рассуждений и промежуточных выводов и в финале получает индивидуальный сценарно-аналитический расклад, которого и придерживается в своих дальнейших планах и поступках. И нет единственно верной начальной точки, и нет правильного для всех финала — надо просто признать сей факт. Результаты недавних исследований это только подтверждают.
По оценкам* аналитиков группы «Аквилон» и компании «БЕСТ-Новострой», сегодня на первичном рынке превалирует спрос на квартиры с европланировками. Их доля в нынешних продажах составляет от 65% до 85% (в зависимости от региона и системы подсчета), а в московском сегменте комфорт-класса, по данным компании «БЕСТ-Новострой», даже превышает 85%. Аналитики группы «Аквилон» отмечают, что в ее московских сделках с 2019 года доля евроформата выросла на 8,5%, а в петербургских, если брать данные с 2017 года, — на 18%.
Более того, анализ реальных сделок последнего года в новостройках комфорт- и бизнес-класса развенчивает миф, что европланировки — это молодежный формат жилья. «Квартиры евроформата примерно в равной степени популярны у всех возрастных категорий. По данным группы «Аквилон», такой тип квартир выбирают 65% покупателей до 25 лет и 69% людей старше 65 лет. Да и в остальных возрастных категориях предпочтение евроформату отдают 67-68% клиентов», — отмечается в исследовании.
По словам директора по маркетингу и аналитике группы «Аквилон» Наталии Коротаевской, люди выбирают евроформат, поскольку в нем разумно и эргономично используется пространство. «Относительно небольшие спальни отлично подходят, чтобы провести время наедине с собой, а для совместных активностей и общения предусмотрена просторная кухня-гостиная. За счет продуманных планировок и правильного зонирования покупатели не оплачивают стоимость «лишних» метров при сделке и в дальнейшем при оплате коммунальных услуг», — подчеркивает эксперт.
При этом, анализируя рынок в целом, управляющий партнер Dombook, основатель компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова предполагает, что разница в оценках доли сделок с такими квартирами у разных девелоперов объясняется отсутствием единой классификации. «Евроформат предусматривает объединение кухни с гостиной или с жилой комнатой, но нет однозначных критериев, где проходит граница между кухней-гостиной и просто большой кухней. Некоторые девелоперы делают отсечку по площади (например, более 12 или 15 квадратных метров). Другие считают, что кухня-гостиная должна быть самым большим помещением в квартире. Например, однокомнатные квартиры площадью 32 квадратных метра с площадью кухни 10 квадратов и комнаты 10 квадратов можно отнести как к одной, так и к другой категории», — поясняет эксперт.
Одновременно ГК ФСК провела среди реальных и потенциальных покупателей жилья в новостройках свой опрос* практически на ту же тему. И он свидетельствует, что в комфорт-классе классические планировки в два раза популярнее евроформата (первый вариант жилья предпочли 65% респондентов, а второй — всего 35%) и что оптимальным вариантом для покупателей является классическая «двушка». Поясняя свой выбор, респонденты рассказывали, что считают присутствие запахов еды и недостаточную площадь помещения основными минусами кухни-гостиной, однако она является местом притяжения семьи, где можно принять гостей, что удобнее, чем в классической кухне. И раз уж так, то самым правильным для комфорт-класса был бы размер кухни-гостиной в диапазоне от 20 до 23 квадратных метров.
Но вот покупатели бизнес-класса, согласно выводам исследования ГК ФСК, действительно отдают предпочтение евроформату, и самым популярным у них вариантом является «евротрешка». Кстати, для половины клиентов компании в бизнес-классе (53%) именно кухня-гостиная была одним из главных критериев выбора планировки. «Для них важно иметь большую комнату и возможность зонирования пространства для того, чтобы проводить время с семьей. Половина аудитории бизнес-класса хотела бы иметь просторную кухню-гостиную — от 28 квадратных метров и более», — уточняют аналитики компании.
В итоге в бизнес-классе 63% респондентов при повторной покупке вновь приобрели бы квартиру с кухней-гостиной, но вот в комфорт-классе 49% повторных покупателей выбрали бы классику. Правда, в этом сегменте выше процент тех, для кого данный параметр в принципе менее важен.
А вот еще два практически параллельных исследования, посвященных тому, в какой комплектации предпочитают получать квартиру сегодняшние новоселы. Сразу скажем, что проводились они в разных, хотя по многим параметрам сопоставимых регионах.
Первое — в Санкт-Петербурге: компания «Петербургская недвижимость» опросила* своих клиентов и подписчиков в соцсетях и выяснила, сколько времени покупатели квартир тратят на их обустройство. «Около 35% респондентов ответили, что уложились в три месяца, 20% новоселов признались, что процесс затянулся до полугода, а у других 20% — до года, 25% опрошенных пожаловались, что оснащением квартиры занимались больше года. Среди причин, которые затягивали процесс, участники опроса особо выделяли нехватку времени, недостаток финансовых средств, сложность поиска мебели в связи с уходом IKEA и других мебельных производителей, отсутствие навыков в дизайне интерьеров», — говорится в исследовании.
Казалось бы, при таком раскладе спрос на квартиры с меблировкой должен расти гигантскими темпами. Но результаты подмосковного исследования компании «Главстрой регионы»* это опровергают: опрос целевой аудитории (40% которой, как выяснилось, реально планируют покупку квартиры в ближайшей перспективе или в течение трех-пяти лет) показал, что наибольший интерес представляет продукт с отделкой (41%), на втором месте по популярности промежуточный вариант отделки — whitebox, черновая, под чистовую (27%), на третьем — квартиры без отделки (19%), и только 13% выбрали вариант с меблировкой.
По данным исследования, для планирующих покупку квартиры с отделкой основной причиной отказа от меблировки стала неуверенность в том, что предложенная застройщиком мебель понравится (так высказались 60% респондентов), 19% планируют оставить собственную мебель, 12% не увидели релевантного предложения по выбранному проекту. Оставшиеся 9% ответивших думают, что услуга по меблировке квартиры окажется дорогой.
«Несмотря на ожидания ряда застройщиков, к продукту «меблировка» потребители пока еще не готовы и не видят в нем необходимости. При этом квартиры с отделкой, напротив, набирают популярность, так как позволяют новоселам сократить и время, и бюджет покупки, оставляя при этом возможность для творческого самовыражения», — считает руководитель департамента маркетинговых исследований компании «Главстрой регионы» Виктория Ковалевская.
При этом авторы исследования все же решили уточнить у участников опроса, рассматривающих покупку квартиры с меблировкой: мебель для каких комнат, по их мнению, должна быть включена в такой продукт? Вот каковы результаты: 60% рассматривают только полную комплектацию всей квартиры; при выборе меблировки для отдельных комнат наиболее предпочтительны санузел и кухня (43% и 42% соответственно), далее следуют спальня (31%), гостиная (24%) и прихожая (20%).
*Есть в распоряжении BFM.ru