В чем причины взрыва на автозаправке в Махачкале?
Лента новостей
Причинами ЧП на АЗС в Махачкале стали жадность и алчность, заявил глава Дагестана Сергей Меликов. Взрыв на заправке мог произойти по вине тех, кто выдавал различные разрешения, добавил он, заметив, что, согласно правилам, автосервис, в котором начался пожар, не должен был находиться настолько близко к АЗС. Тем временем эксперты-взрывотехники выдвигают свои версии ЧП
Цепочка трагических событий в Махачкале к вечеру 15 августа восстановлена лишь частично. Следствие считает, что возгорание произошло на СТО, оттуда огонь перекинулся на АЗС, где взорвались две цистерны из восьми. Очевидцы, опрошенные СМИ, добавляют некоторые детали: между возгоранием на автосервисе и взрывом на заправке прошло некоторое время, люди успели подойти поближе и снять происходящее на телефоны. Потом в радиусе 50 метров их сбило с ног взрывной волной, многие из зевак погибли на месте.
Глава Дагестана Сергей Меликов, разбирая причины происшествия в Махачкале, высказал во многом очевидные вещи. В трагедии, по его словам, виноваты те, кто выдавал разрешения на работу в неподходящих условиях. Очевидно, он имел ввиду и АЗС, которая расположилась в опасной близости от жилых домов и опасных объектов, и сам автосервис по соседству, в котором возник пожар во время проведения техработ. Такое соседство удивительно, учитывая, какой гигантский список требований предъявляется к заправкам, указывает хозяин АЗС в Челябинской области Фарид:
— От АЗС до зданий, где люди находятся, должно быть не менее девяти метров, а по новым нормам — 12. А помещение от колонки должно быть не менее 25 метров.
— От жилых зданий это же должно быть отдалено?
— Да, не меньше 50 метров.
— Кто это контролирует?
— Когда строится заправка, получается проектное разрешение. С проверок начинают планировать.
В регионе, по словам главы Дагестана Меликова, будет организована работа «по контролю за всеми этими безобразиями». Безобразий много. Нарушений за владельцем злополучной АЗС может быть с десяток и больше. На станции не соблюдались дистанции хранения горючего, не было охлаждения цистерн, отсутствовало подключение к водопроводу, не было датчиков утечки взрывной смеси, перелива топлива и так далее. Не было и специальных бортов или защитных валов, чтобы разлившееся топливо текло в определенную сторону. Рядом — автосервис, жилые дома. Особенно дика эта картина для жителей крупных городов европейской части России, где уже давно все заправки по умолчанию возводятся на отдалении.
И вишенка на торте: в Дагестане почти нет сетевых заправок. Те, что есть, почти поголовно принадлежат частным лицам, многие представляют собой довольно грубую подделку: «Роснефть» на зеленом фоне, «Газпромнефть» с твердым знаком в конце слова, «Лукойл» с двумя «к». Это местный колорит, отмечает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:
Павел Баженов президент Независимого топливного союза «Безусловно, в Дагестане есть определенные сложности, но, насколько мне известно, заправка была построена легально, функционировала легально. Ее приняли, а эксплуатационные нормы и требования в России очень жесткие. Что касается некой мимикрии под крупные бренды, решать компетентным органам. Это другая сфера. Здесь есть своя процедура, свой регламент, и правообладатель бренда может законно запретить использовать подобные фирменные знаки».
Активно обсуждается в СМИ и телеграм-каналах неофициальная версия взрыва в Махачкале, которая пока следователями не подтверждается. Есть разрозненные слова очевидцев, которые, в свою очередь, ссылаются на специалистов на местах, о том, что на складе при том злополучном автосервисе хранилось 100 тонн аммиачной селитры, которая, собственно, и рванула, и что мощность взрыва в Махачкале составила 35 тонн в тротиловом эквиваленте.
Та же селитра взрывалась, к слову, в Бейруте — все помнят тот колоссальный взрыв. Однако версия с селитрой в случае с Махачкалой на основе открытых данных пока выглядит сомнительно, считает эксперт-взрывотехник Дмитрий Симкин:
Дмитрий Симкин эксперт-взрывотехник «Можно однозначно сказать, что никакого взрыва нитрата аммония, аммиачной селитры или чего-либо подобного не было. Есть видео с видеорегистратора, с машины, когда происходит пожар, а потом происходит взрыв. Там взрыв фугасной степени — это первое доказательство. Вокруг стоят деревянные постройки, эти дома как картонные домики разнесло бы. Если посмотреть на предыдущие подобные взрывы цистерн, бензозаправок, можно увидеть характерные — один в один практически — следы. А из того, что мы видим на первых кадрах, происходил, скорее всего, пожар в автосервисе, потом произошел взрыв баллонов — кислород, может быть, пропан, — и, как следствие, поражение осколками или поражение по рядом стоящей этой бензозаправке, где вскрылись баки с горючим».
Ранее генпрокурор России Игорь Краснов поручил проверить законность размещения автозаправочных станций в Дагестане. Возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшим по неосторожности смерть двух или более лиц.