Что делать, если купил у банка машину, изъятую за долги, но ездить на ней не получается?
Лента новостей
С такой проблемой в редакцию Business FM обратился слушатель радиостанции. Дело в том, что на авто — ограничения на регистрационные действия. Приставы пока не собираются их снимать. Уже полтора года машина не выезжает со стоянки
Москвич Денис в марте 2022 года увидел объявление: Росбанк продает машину своего должника. Цена — привлекательная, Денис авто купил. На нем было несколько запретов от разных приставов за штрафы и кредиторские просрочки. Банк обещал, что их обязательно снимут.
Для этого финансовая организация обратилась в суд с соответствующим заявлением. Процесс снятия ограничений небыстрый. За это время Денис решил привести машину в порядок: отремонтировал, оставил на хранение на платном паркинге.
Судебное заседание прошло в мае 2022 года. Суд вынес решение о снятии всех запретов. По идее, далее вердикт суда должен был дойти до всех необходимых инстанций. Но на деле, рассказывает мужчина, ему самому пришлось «ездить по приставам»:
«Суд должен отправлять документы непосредственно приставам, ГИБДД. Но в России фактически это не действует. Покупатель должен сам брать эту бумагу и ездить по всем инстанциям для отмены всех запретов. На машине на тот момент было семь запретов. Четыре штрафа — за административные правонарушения. Еще три запрета были наложены приставами за неуплату задолженности самому Росбанку. Четыре запрета по штрафам удалось кое-как отменить».
Три запрета остались. Пристав, который занимался этим делом (в подмосковном городе Видное), уже уволился. И дело по запретам, которые он присвоил машине, теперь закрепили за другим сотрудником. Тот отказался снимать оставшиеся ограничения без объяснения причин. Денис обратился в прокуратуру Видного. Там ему неофициально сказали, что банк неправильно изъял автомобиль у должника. По крайней мере, так говорит слушатель Business FM. Банк якобы должен был продать авто через аукцион.
Приставы, по словам Дениса, готовы снять ограничения, если машину реализуют именно таким образом или банк откажется от претензий к бывшему владельцу машины. А претензии остались, и банк, кажется, отказываться от них не собирается, добавляет Денис.
Некоторые юристы, с которыми общалась Business FM, предполагают, что в этой истории следующая суть: банк не имеет права продавать авто, если имущество все еще находится в рамках исполнительного производства по долгу. Продажа арестованной машины, которая оставлена банку на ответственное хранение, в ряде случаев вообще может попасть под статью Уголовного кодекса о присвоении и растрате чужого имущества.
Вот что советует Денису юрист консалтинговой компании «Ком-Юнити» Ксения Болотова:
Ксения Болотова юрист консалтинговой компании «Ком-Юнити» «По возможности необходимо ознакомиться со всеми материалами дела у приставов, чтобы выяснить, действительно ли наложен арест на это имущество, на основании каких документов он наложен, на основании каких документов исполнительное производство было возбуждено, чтобы выяснить всю информацию. Если действительно подтверждается, что наложен арест, можно попробовать обратиться для начала к банку с претензией в письменном виде. Скорее всего, это не поможет. Необходимо будет обращаться с исковым заявлением в арбитражный суд о признании сделки недействительной, возврате денежных средств и взыскании убытков».
Сейчас идет новый судебный процесс. Росбанк написал еще одно заявление, чтобы снять запреты через суд. Прошло уже несколько заседаний по этому делу, подчеркивает Денис, но решения все еще нет.
Денис уже хочет вернуть машину банку и получить деньги назад. Но в финансовой организации отказывают. Ездить на приобретенном авто Денис опасается — его могут изъять за долги предыдущего владельца. Если покупатель изначально знал об ограничениях на авто, то деньги вряд ли получится вернуть, подчеркивают юристы.
В Росбанке сказали Business FM, что активно содействует в снятии запретов, «несмотря на то что, согласно договору купли-продажи, обязанность по снятию запретов возложена на покупателя». В пресс-службе организации подчеркнули, что «процесс осложняется долгой работой московских судов». Там добавили, что Денис имеет право на подачу заявлений о снятии запретов и от своего имени.
Редакция радиостанции также ждет ответа от Росбанка по вопросу, была ли машина на момент продажи в рамках исполнительного производства и имел ли банк все права на ее реализацию.
В Главном управлении Федеральной службы судебных приставов по Московской области заявили, что в «настоящее время оснований для снятия ограничений не имеется». Проводится дополнительная проверка.
Следующее заседание суда по этому делу состоится 28 августа. Business FM будет следить за ситуацией.