«Внуково» и «Домодедово» ночью закрыли из-за дронов. Не отпугнет ли это пассажиров от ночных рейсов?
Лента новостей
В ночь на 10 августа три десятка рейсов были задержаны, еще десять самолетов отправили на запасные аэродромы. По сообщению Росавиации, еще часть самолетов просто кружили над аэродромами, ожидая снятия ограничений. Страдают в основном «Внуково» и «Домодедово», расположенные на юге столицы
Экстренное закрытие столичных аэропортов из-за пролетающих поблизости беспилотников — явление уже не новое, но пока довольно редкое. Однако чем дальше, тем меры вводятся чаще. Тот же аэропорт «Внуково» закрывали два раза с разницей в пару дней.
В ночь на 10 августа вместе с «Внуково» (в третий раз за две недели) закрывали и «Домодедово» — это южные аэропорты столицы, а именно с юга дроны обычно и прилетают, меры предосторожности понятны. «Шереметьево» и «Жуковский» в этом отношении безопаснее.
Не обошлось без скандалов: рейс турецких авиалиний пришлось перенаправить в Петербург, и пассажиры не успели на стыковочные рейсы. Поначалу людям просто выдали багаж и решили на этом и закончить. Однако люди, которые опоздали на стыковочные рейсы, плотным кольцом обступили представителя авиакомпании, чтобы не сбежал, и заставили его дать обещание купить им билеты в Москву в качестве извинений от перевозчика, хотя формально он мог этого и не делать. На условия форс-мажора у пилота были четкие инструкции, и он по ним и отработал: по регламенту именно «Пулково» является запасным аэродромом для «Внуково».
После возобновления работы «Внуково» и «Домодедово» в Росавиации сообщили, что не только были задержаны три десятка рейсов, и не только десяток самолетов отправились на запасные аэродромы, а еще целых шесть экипажей решили покружить над аэродромами, посжигать топливо и дождаться разрешения на посадку. Опции могут быть разные, каждый пилот сам принимает решение с диспетчерами, говорит старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион Авиа» Алексей Базеев:
Алексей Базеев старший пилот-инструктор авиакомпании «Регион Авиа» «Если возникает угроза безопасности полета — гроза, беспилотник, НЛО — то тут же, по согласованию между пилотами, экипажами и диспетчером, меняется план полета. Вылет, кстати, от одного аэропорта до другого не осуществляется, если нет запасного аэродрома. Никаких указаний никто давать не может. Поэтому если командир корабля принял такое решение, по согласованию, естественно, с диспетчерской службой, то так тому и быть».
Пока атаки беспилотников в районе Москвы происходят в основном в ночное время. Это может подтолкнуть некоторых пассажиров отказаться от покупок вечерних и ночных билетов. Тем более что, как показывают наблюдения, обычно перевозчики выставляют ценник на ночной рейс немного ниже, чем на пиковый дневной. Иногда разница доходит до пяти-десяти тысяч рублей. Но это все-таки не система — многое зависит от конкретных условий и направлений. Как и то, что туроператоры стараются пускать чартеры вечером, но не всегда у них это получается, говорит гендиректор компании «Авиа центр» Сергей Богачев:
Сергей Богачев гендиректор компании «Авиа центр» «Авиакомпании устанавливают примерно одинаковый грейд цены на все свои рейсы, и ночные, и дневные, и в зависимости от того, какие рейсы быстрее продаются, меньше остается дешевых билетов. Вот и все. Выбор перелета не всегда зависит от времени вылета, он зависит иногда от удобства стыковки в аэропорту. Если речь идет о рейсах компании Turkish Airlines, то это один из немногих вариантов, как добраться до Европы. Туроператоры вообще не летают регулярными рейсами. Туроператоры либо полностью фрахтуют свой самолет и организуют чартерный рейс, и все зависит уже от аэропорта, какие слоты даст аэропорт, либо, если у туроператора не хватает возможности полностью зафрахтовать самолет, тогда он идет к перевозчику, который осуществляет регулярные рейсы, и пытается взять у него блоки мест на регулярных рейсах».
Пока прилеты беспилотников и закрытия аэропортов не стали системными, пассажиры в любом случае вернутся к ночным рейсам, первый шок быстро пройдет, уверен главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Федор Борисов главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Условия достаточно сложные, нештатные, поэтому логистика будет учитывать новые риски, которые возникают. Что касается отмены планов, вероятно, кто-то из пассажиров эти планы отменит, но практика показывает, что пассажиры, особенно российские, конечно, чувствительны к возникновению рисков, но достаточно адаптированы. И даже если первая паническая реакция происходит, то система быстро приноравливается к новым условиям, поэтому кто-то отменит планы, может быть, на ближайшую поездку, но там, где авиация выполняет деловую функцию, все равно люди полетят рано или поздно. А там, где речь идет о туризме, люди могут перестроить свои планы, полететь не в Москву, а в Питер, но при этом аэропорты работают. Да, когда возникает непосредственный риск, они закрываются, потом снова открываются, практика работы в таких сложных условиях есть».
Зато пролетающие беспилотники в районе столичных аэропортов уже заставили задуматься некоторые зарубежные авиакомпании. К примеру, Turkmenistan Аirlines прекратила выполнение полетов по маршруту Ашхабад — Москва и вместо этого будет летать в Казань. Пока ограничения введены до конца октября. Как ни крути, ночные эксцессы под Москвой для авиакомпаний тоже убытки. И они будут стараться их избегать.