Как сейчас живет Мариуполь?
Лента новостей
В Мариуполе теперь не только восстанавливают жилые дома, но и возводят коммерческое жилье, рассказал вице-премьер Марат Хуснуллин. Business FM пообщалась с жителями города: одни отмечают, что город быстро отстраивается, другие говорят, что компенсаций за снесенное жилье пока не дождались. А в соцсетях появились ролики с отдыхающими на пляжах Азовского моря — в 100 километрах от линии фронта
«Сто километров до линии соприкосновения, а люди уже строят жилье» — так описал положение в Мариуполе вице-премьер Марат Хуснуллин. На новых территориях, по его словам, уже строится коммерческое жилье. Первые восемь многоквартирных домов в работе, будет льготная ипотека под 2%. Застройщик зашел из Ростовской области, пояснил Хуснуллин.
Есть и первые желающие приобрести жилье в Мариуполе. Жительница ДНР Яна недавно подала объявление о покупке квартиры:
— Я не для себя ищу, а для брата. У меня брат в этом году поступил в Мариуполь. Отец у нас погиб в спецоперации, пришли деньги — мы брату ищем жилье, он будет учиться в Мариуполе, а я помогаю ему с этим.
— Не страшно ему туда переезжать?
— Все этот вопрос задают, но мне кажется, что все будет хорошо. Я уверена, что, если за город так взялись, Россия помогает, отстраивает, наверное, не допустят того, чтобы его обратно забрали.
На вопрос, легко ли сейчас найти жилье в Мариуполе, собеседница Business FM ответить не смогла — на ее объявление пока никто не откликнулся. Впрочем, у некоторых новые коммерческие стройки вызывают вопросы. Беженка Елена, мать-одиночка с ребенком-инвалидом, сейчас живет в Подмосковье, квартиру ей нашли волонтеры. Она недоумевает, почему в Мариуполе начали возводить коммерческую недвижимость, еще не успев компенсировать всем жителям снесенное жилье:
«Нам сказали: ничего нет, эту компенсацию получают не все, потому что [врио главы ДНР] Денис Пушилин ввел правило, что квартиры надо внести в Росреестр. Мы за «Азовсталью» были, у нас районами дома сносят. Сколько людей осталось без жилья. Куда им идти? Улицу Кирова взять: там стояли пять девятиэтажек, они их полностью снесли, по 140 квартир каждая минимум, и построили трех-четырехэтажные по три подъезда. Люди до сих пор живут в гаражах, подвалах. И на месте этих разрушенных домов строят коммерческое жилье. Люди ждут, когда им дом достроят, а его просто сдали, квартиры уже посдавали».
Стоит отметить, что, согласно постановлению Госкомитета обороны ДНР № 175, компенсационное жилье должны строить на месте старого разрушенного, а если на прежнем месте это сделать невозможно, жилье должны дать в соседнем районе или квартале. И новое коммерческое жилье, по идее, не мешает восстановлению старых домов — разные застройщики работают над разными задачами. Из самых свежих новостроек Мариуполя называется, к примеру, микрорайон Невский, который посещал президент, а также ЖК «Дом на Нахимова», где квартиры в 35 квадратных метров продаются за 3,5 млн рублей.
Много жилья отстраивают на месте прежних руин. Жительница Мариуполя Анастасия, сейчас проживающая в центре города, рассказала Business FM о восстановлении ее старого дома:
— Мы хотим, чтобы нам наше вернули. У нас документы на квартиру сгорели.
— Ваш дом сильно пострадал?
— Да, у нас все сгорело, наши девятиэтажки сгорели.
— И на этом месте строят другой дом сейчас?
— Да, там уже строится.
— Как вообще выглядит город?
— Потихоньку восстанавливается: магазины, дома восстанавливают. Город еще разбитый, конечно, но 40% уже строят.
— Есть жители, кто возвращается обратно в Мариуполь?
— Да, возвращаются сейчас. Мы тоже были эвакуированы, но мы приехали обратно в город.
Все собеседники Business FM отмечают, что жители медленно, но все же возвращаются обратно в Мариуполь. Есть и те, кто заезжает туда впервые. Особых проблем от близости с линией соприкосновения с ВСУ никто не ожидает — настолько, что все окрестные пляжи Азовского моря забиты отдыхающими. В соцсетях есть десятки видео, как люди купаются, загорают и отдыхают фактически в сотне километров от линии фронта.
Местный житель Николай рассказал, что коммерческого жилья в городе пока не видел, а вот толп любителей пляжного отдыха не заметить трудно:
— Море у Мариуполя не особо было приспособлено для купания и отдыха. Никто там ничего не развивал. Заводы сливали все свои отходы в море, все местные об этом знали. Максимум, что можно было делать на этих пляжах, — это загорать. Может быть, кто-то и купался из местных. Я, например, лет 15 точно в море не купался.
— То есть люди предпочитают уезжать в окрестности?
— Да, Мелекино, Урзуф, Песчанка.
Иногда над головами загорающих на пляже пролетают боевые вертолеты, а отдыхающие их приветствуют и машут руками. По словам местного жителя Николая, такое случается, но нечасто и обыденным это пока не стало.